29 октября 2013 г., под председательством Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки состоялось заседание коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации на тему: «О состоянии законности и прокурорского надзора за исполнением законодательства при использовании, охране лесов и обороте древесины».

Вступительное слово Генерального прокурора Российской Федерации Ю.А.Чайки

 

«Уважаемые коллеги!

Цель нашего сегодняшнего мероприятия детально обсудить состояние законности в лесной отрасли с учетом состоявшегося в апреле текущего года заседания президиума Госсовета и принятого по его итогам перечня поручений.

Исполняя указание Президента страны Генеральной прокуратурой внесены предложения по совершенствованию законодательства, в том числе по усилению уголовной и административной ответственности в сфере лесопользования, а также предложен комплекс мер по противодействию преступлениям в сфере оборота леса и лесоматериалов.

В мае-июле текущего года в Дальневосточном, Северо-Западном, Сибирском, Уральском федеральных округах проведены масштабные проверки, в ходе которых установлены массовые нарушения закона.

В связи с этим, прокурорам было дано дополнительное поручение организовать подобные проверочные мероприятия повсеместно.

Ими охвачена деятельность органов власти, местного самоуправления уполномоченных в указанной сфере правоотношений, контролирующих и правоохранительных ведомств, а также лесопользователей.

Результаты свидетельствуют о том, что вопросы охраны и защиты лесов и впредь должны оставаться на постоянном контроле прокуроров, руководителей правоохранительных и контролирующих органов.

По прежнему не завершена инвентаризация земель лесного фонда и их постановка на кадастровый учет, не снижается острота проблем, связанных с незаконными рубками, самовольным использованием лесных участков, злоупотреблениями чиновников при их выделении.

До сих пор не обеспечивается должный таможенный контроль при перемещении леса и лесоматериалов через границу.

В текущем году в ходе проведенных проверок прокурорами всех уровней выявлено свыше 31 тыс. нарушений закона, по актам прокурорского реагирования к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 5 тыс. виновных должностных лиц, возбуждено 480 уголовных дел.

С учетом распространенности нарушений закона, надзорные мероприятия будут продолжены.

Прошу выступающих осветить что сделано во исполнение поручения Президента, какова сейчас ситуация и какие необходимо принять дополнительные меры  в целях повышения эффективности прокурорского надзора и уровня координационной деятельности правоохранительных органов».

В мероприятии приняли участие должностные лица Администрации Президента Российской Федерации, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, руководители федеральных министерств и ведомств, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, начальники подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур.

Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка обратился к участникам совещания со вступительным словом. Затем с основным докладом выступил первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Александр Буксман. Он отметил, что по итогам заседания президиума Государственного совета в апреле 2013 г. Президент Российской Федерации поручил органам прокуратуры проведение масштабных проверок исполнения законов в сфере лесных правоотношений.

Перед прокурорами им поставлены задачи реализации всех имеющихся средств по устранению нарушений законности и укреплению правопорядка в лесном комплексе.

Эти задачи и способы их разрешения нашли отражение в организационных и практических мероприятиях. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации по этим вопросам образована межведомственная рабочая группа. В период с апреля по июнь 2013 г. на межрегиональных и межведомственных совещаниях в Улан-Удэ, в Хабаровске и Иркутске обсуждены дополнительные меры, направленные на повышение уровня правопорядка в лесной сфере.

Вместе с тем, подчеркнул Александр Буксман, практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что состояние законности в этой области является неудовлетворительным. Федеральным агентством лесного хозяйства не принято необходимых мер к проведению государственной инвентаризации лесов и постановке земель лесного фонда на кадастровый учет. В регионах не осуществляется надлежащим образом лесоустройство. В лесовосстановлении нуждается 31 млн. га земель лесного фонда, однако из-за отсутствия практически во всех субъектах Российской Федерации страховых фондов семян лесных растений лесовосстановление обеспечено только на 2,4 млн. га.

Имеющиеся средства космического и дистанционного мониторинга за достоверностью сведений региональных органов власти о количестве и качестве земельных участков, включая достоверность сведений о незаконных рубках древесины, площади лесов, пострадавших от лесных пожаров и иных катаклизмов, не используются. Не возмещается причиненный лесному фонду ущерб: в 2012 г. его размер превысил 10 млрд. руб., а взысканная с виновных лиц сумма составила всего 430 млн. руб. В некоторых регионах не принимаются необходимые меры по взысканию задолженности по плате за пользование лесами, размер которой достигает 8 млрд. руб.

Повсеместно региональными органами власти ненадлежащим образом реализуются функции в области лесного планирования, допускаются нарушения при разработке лесохозяйственных регламентов, проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов, предоставлении лесных участков в аренду, купле-продаже лесных насаждений.

Органами прокуратуры в Республике Коми, Архангельской, Вологодской, Воронежской, Костромской, Ленинградской областях выявлены факты незаконного расходования субвенций федерального бюджета на выполнение полномочий в лесной сфере.

Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации также обратил внимание участников коллегии на отсутствие в некоторых регионах должного государственного лесного контроля и контроля за пожарной безопасностью в лесах. Он подчеркнул, что нередко некачественно проводятся проверки лесопользователей органами власти субъектов Российской Федерации, не принимается мер к устранению нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.

В ходе проверок повсеместно выявлены нарушения правил заготовки древесины, санитарной и пожарной безопасности в лесах, ухода за лесными насаждениями, факты неправомерного привлечения к лесозаготовке трудовых мигрантов.

Прокурорами в ряде субъектов Российской Федерации вскрыты случаи злоупотребления и превышения полномочий должностными лицами органов власти, сокрытия лесными инспекторами незаконных вырубок деревьев, создания руководителями лесничеств преступных сообществ.

Нарушения законодательства о противодействии коррупции установлены в деятельности должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации при распоряжении землями обороны, на которых расположены леса. В Республике Коми, Приморском крае, Амурской, Ивановской, Иркутской, Костромской, Московской, Новгородской, Омской, Свердловской, Тверской и Челябинской областях выявлены правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, регулирующие вопросы лесопользования и содержащие коррупциогенные факторы.

Особую обеспокоенность вызывает состояние дел в лесной сфере на особо охраняемых природных территориях федерального значения, где распространены незаконные вырубки лесных насаждений, отсутствуют пожарно-химические станции, а имеющиеся средства предупреждения и тушения пожаров не соответствуют нормативам.

Органами власти и местного самоуправления, а также хозяйствующими субъектами нередко не выполняются установленные законом обязанности по обеспечению пожарной безопасности в расположенных в лесной зоне населенных пунктах, что стало следствием ослабления контроля со стороны региональных подразделений МЧС России.

Отсутствует должный таможенный контроль при перемещении леса лесоматериалов через границу. В некоторых регионах прокурорами выявлены нарушения при экспорте древесины, факты представления в таможенные органы поддельных документов, уклонения от уплаты таможенных платежей.

Принимаемые правоохранительными органами меры по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений в лесопромышленном комплексе неадекватны состоянию законности, также отметил первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации. В 2012 г. в сравнении с 2011 г. с 22,7 тыс. до 21,8 тыс. сократилось количество зарегистрированных преступлений, в первом полугодии 2013 г. зарегистрировано только 7,9 тыс. таких преступлений. Органами следствия и дознания делались попытки укрытия от учета сообщений о преступлениях, в основном путем незаконного отказа в возбуждении уголовного дела. По требованиям прокуроров только в 2012 г. возбуждено более 900 уголовных дел о преступлениях в этой сфере, в 1 полугодии 2013 г. – около 260.

Ухудшилось качество процессуальных проверок и исполнение законов при принятии по их результатам решений. Так, в первом полугодии 2013 г. прокурорами отменено свыше 2,4 тыс. незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.

Растет число отмененных прокурорами незаконных решений о прекращении уголовного преследования: в 2011 г. отменено 98 таких постановлений, в 2012 г. – 120, в первом полугодии 2013 г. – 97.

Александр Буксман подчеркнул, что всего по итогам проведенных 2012 г. – 1 полугодии 2013 г. проверок исполнения законов при использовании, охране лесов и обороте древесины прокурорами выявлено более 70 тыс. нарушений, на незаконные правовые акты принесено 2,3 тыс. протестов, внесено свыше 12 тыс. представлений, в суды предъявлено 9 тыс. заявлений. По требованиям прокуроров к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 15 тыс. лиц. По материалам прокурорских проверок возбуждено более 1,2 тыс. уголовных дел.

В завершение мероприятия его участники выработали комплекс мер по декриминализации лесной отрасли, направленных на повышение эффективности, а также совершенствование надзорной деятельности за исполнением законодательства при использовании, охране лесов и обороте древесины.

По материалам сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации http://genproc.gov.ru/