25 лет назад Республика Карелия ввела собственное лесное законодательство, принципиально отличавшееся от российского — предусматривавшее, в частности, региональную собственность на леса, пошлины на вывоз древесины за пределы региона, передачу лесов фермерам в пожизненное наследуемое владение, и многое другое.
26 марта 1992 года был принят закон Республики Карелия № XII-12/310 «О порядке вывоза круглого леса за пределы Республики Карелия». Закон действовал до ноября 1993 года, затем его действие было приостановлено, а потом и прекращено в связи с вступлением в силу Конституции РФ.
Статья 1 этого закона выглядела так: «Установить пошлину на вывозимый за пределы Карелии круглый лес (хвойный и лиственный пиловочник, хвойные балансы) в размере 400 процентов от рыночных (договорных) цен, сложившихся в Карелии, с перечислением полученных сумм равными долями в республиканский и местные бюджеты». Другими статьями закона вводились исключения — в частности, пошлины не взимались за «спецсортименты, перечень и объемы которых устанавливает Совет Министров Республики Карелия», «круглый лес, заготавливаемый совхозами», «круглый лес, заготавливаемый в порядке проведения прочих рубок», «круглый лес, заготавливаемый в труднодоступных местах иностранными (включая ближнее зарубежье) фирмами»; впоследствии исключение было сделано и для определенной квоты (30%) хвойных балансов, заготовленных леспромхозами (впоследствии перечень исключений был расширен постановлением регионального правительства). За вывоз круглого леса без лицензии и уплаты установленной пошлины предусматривался штраф в размере десятикратной рыночной цены фактически вывозимой древесины.
27 марта 1992 года был принят закон Республики Карелия № XII-12/313 «О лесах Республики Карелия» (фактически — свой собственный республиканский лесной кодекс). Впоследствии закон неоднократно изменялся; с января 1998 года он действовал «в части, не противречащей Лесному Кодексу Российской Федерации от 29 января 1997 года № 22-ФЗ», а с марта 2000 года был полностью отменен.
Законом устанавливалось (ст. 3), что «В соответствии с Конституцией Республики Карелия леса, произрастающие на территории республики, являются собственностью народа Карелии, основой ее экономического суверенитета. … Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право собственности Республики Карелия на произрастающие на ее территории леса, запрещаются».
К компетенции Российской Федерации в области регулирования лесных отношений Республика Карелия закон относил (ст. 8) толко: определение единой научно-технической политики в области охраны, воспроизводства и использования лесных ресурсов; разработку с участием Республики Карелия, утверждение и контроль за выполнением государственных (Российской Федерации) программ развития лесного хозяйства; установление общих норм и правил использования и воспроизводства, охраны и защиты лесов; установление принципов отнесения лесов к соответствующим группам и категориям защитности; установление единой системы лесоустройства и лесохозяйственного проектирования; установление единого порядка ведения государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра. При этом, согласно той же статье, Республика Карелия «оставляла за собой право определять порядок применения нормативных актов с учетом региональных особенностей лесов и лесохозяйственной деятельности в них».
Ведение лесного хозяйства закон возлагал (ст. 15) на предприятия и организации, арендующие лесной фонд на территории, переданной им в аренду; на граждан, осуществляющих лесопользование в лесах, переданных им во владение или аренду; в городских лесах — на соответствующие Советы народных депутатов; в лесах заповедников, национальных и природных парков-на заповедники, национальные и природные парки; в иных лесах — на государственные органы лесного хозяйства.
Лесопользователями в Республике Карелия (ст. 15) могли быть юридические лица (в том числе иностранные), зарегистрированные как субъекты предпринимательской деятельности на территории республики, и физические лица, проживавшие постоянно на территории Республики Карелия.
Закон (ст. 30) предусматривал возможность предоставления лесов фермерам: «Граждане Республики Карелия имеют право на получение в пожизненное наследуемое владение лесных участков для осуществления лесопользования с целью ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Предельные размеры таких участков составляют: в южной Карелии -50 га, в средней — 75, в северной -100 га. Площадь спелого леса, как правило, не должна составлять более трети площади участка».
Закон предусматривал необходимость разработки республиканской нормативной базы лесного хозяйства, например, включал такие формулировки (ст. 36): «Порядок заготовки древесины устанавливается Правилами рубок главного пользования и лесовосстановительных рубок и наставлениями по рубкам ухода, утверждаемыми Госкомлесом Республики Карелия».
Право на свободное пребывание в лесах, бесплатный сбор дикорастущих плодов, грибов, ягод и других пищевых продуктов леса закон в явном виде предоставлял только гражданам Республики Карелия.
Законом предусматривалось выделение лесов местного значения. Соответствующая статья (55) выглядела так: «В лесах всех групп выделяются леса местного пользования, которые находятся в распоряжении районных (городских) Советов народных депутатов. Площади этих лесов определяются по совместному решению Госкомлеса и Совета, утверждаемому в установленном порядке Советом Министров республики. Леса местного пользования используются только для удовлетворения потребностей в древесине населения, предприятий сельского хозяйства и местных нужд».
За невыполнение лесохозяйственных мероприятий законом предусматривались серьезные штрафы. Вот что об этом говорилось в статье 76: «Лесопользователь за невыполнение предусмотренных договором ежегодных объемов лесохозяйственных мероприятий уплачивает штраф: за каждый гектар несозданных лесных культур в размере трехкратной стоимости создания лесных культур, а за невыполнение других объемов лесохозяйственных работ в размере двукратной стоимости единицы невыполненных объемов по действующим расчетно-технологическим картам, утвержденным Госкомлесом Республики Карелия».
В остальном законопроект вполне соответствовал действовавшему к тому времени российскому лесному законодательству (Лесному кодексу РСФСР 1978 года, поправкам к нему и соответствующим подзаконным актам).