19 июня 2018 года Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект о так называемом «компенсационном лесовосстановлеии» (законопроект № 381549-7 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения»). Основная его идея состоит в том, что лица, расчищающие леса под линейные и тому подобные объекты, или ходатайствующие о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий, должны будут обеспечить равное по площади компенсационное лесовосстановление или лесоразведение.
Кроме того, законопроект переименовывает административный ритуал превращения участка, на котором проводилось лесовосстановление, в лес. Традиционно этот ритуал назывался «переводом в покрытую лесом площадь»; в 2014 году он был переименован в «отнесение земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, занятым лесными насаждениями», а теперь его предполагается переименовать в «отнесение земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса». Скорее всего, это сделано для того, чтобы всех запутать: в российской лесной статистике широко используется термин «земли, на которых расположены леса», и он не имеет ровным счетом никакого отношения к тому, что получается в результате воспроизводства лесов (в состав этих земель включаются в том числе нелесные земли лесного фонда — высокогорья, тундры, болота, водоемы и т.д.). Поскольку основные усилия государста в области воспроизводства лесов на протяжении нескольких последних десятилетий были направлены именно на то, чтобы скрыть безрезультатность этого воспроизводства — такое переименование выглядит вполне логичным.
Законопроект также предусматривает замену устойчивого словосочетания «охрана, защита и воспроизводство лесов» на словосочетание «сохранение лесов» (в частности, статья 19 Лесного кодекса теперь должна называться «Мероприятия по сохранению лесов»). Правда, замена будет не полная — в новой редакции статьи 19 говорится, что мероприятия по сохранению лесов включают в себя «в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению».
Законопроект, разумеется, добавляет бюрократизма и госрегулирования — он предусматривает обязательность проектов лесовосстановления и лесоразведения, а также существование двух новых нормативных правовых актов (приказов Минприроды), определяющих состав проекта лесовосстановления и порядок его разработки, и состав проекта лесоразведения и порядок его разработки.
Как уже не раз отмечалось ранее, в целом на ситуацию с воспроизводством лесов в стране такой законопроект никак не повлияет. Связано это с тем, что «лесовосстановление» в понимании Лесного кодекса РФ и этого законопроекта по сути представляет собой лишь начальную стадию воспроизводства лесов; основные же проблемы, в подавляющем большинстве случаев приводящие к неэффективности этого воспроизводства, возникают на более поздних стадиях. Лесовосстановление без последующего ухода за молодняками и лесными культурами обычно не дает вообще никакого результата — на вырубленных площадях вырастает практически то же самое, что выросло бы, если бы эти площади были просто заброшены на произвол судьбы. А достаточных требований по уходу за лесами действующее российское лесное законодательство не устанавливает, и новый законопроект их не вводит.
Ссылка на законопроект:
Предыдущие сообщения об этом законопроекте:
Законопроект о «компенсационном лесовосстановлении» внесен в Государственную Думу
Некоторые статьи о проблемах с воспроизводством лесов в России:
О необходимости уничтожения системы лесовосстановительной лжи
«В Год экологии восстановлены леса на площади 800 тыс. га» — что это реально значит?
П.В.Безверхов. Особенности национального лесовосстановления