В центре обеспокоены прохладным отношением регионов к дополнительному образованию
Очередное вторничное web-общение с главами федеральных округов открыл глава департамента науки, образования и международного сотрудничества Рослесхоза Владимир Дмитриев. Участники услышали подробный экскурс, посвященный взаимодействию Рослесхоза и регионов в организации научных исследований, а также повышении квалификации работников на местах. Цифры и факты призваны были иллюстрировать вполне понятный тезис: чем больше внимания к интеллектуальной сфере отрасли, тем более осмысленные действия сопровождают лесоуправление.
В цифрах: в 2014 году в 61 субъекте РФ были заключены 195 контрактов и договоров на общую сумму 215 млн рублей, в том числе с подведомственными Рослесхозу организациями – 121 договор на сумму более 151 млн рублей (или 70%). Все федеральные округа, за исключением Сибирского, свои обязательства, принятые при защите бюджетных проектировок на 2014 год, выполнили. Если взять более мелкий, региональный масштаб, то тут в отличниках оказались 8 субъектов – Татарстан, Якутия, Ставропольский край, Московская, Тюменская, Ленинградская, Томская, Ростовская области. Как следует из доклада, они усерднее других «участвовали в научно-техническом обеспечении принимаемых решений в области охраны, защиты, воспроизводства лесов в 2014 году».
В двоечники угодили 19 субъектов, не заключивших договоры на научное сопровождение своих действий. Отстающие есть во всех федеральных округах, больше всего (8) – в Центральном.
Как следует из анализа, регионы стали лучше понимать слово «инновация». Томская область даже удостоилась специального распоряжения Правительства РФ, которым одобрена концепция создания инновационного территориального центра «Ино Томск» и утверждена «дорожная карта». Там планируется создать центр образования, исследований и разработок. Приоритетом станет биоэнергетика.
Есть и другие хорошие примеры. В Амурской области удалось привлечь арендаторов к созданию лесного питомника, где новейшие технологии выращивания посадочного материала дают отличный результат: лиственница достигает стандартных размеров всего за один вегетативный период.
Понятно, что радующие перемены возможны только при интеллектуальном сопровождении, но тут – большой вопрос: учиться и повышать квалификацию готовы далеко не все. Дошло до того, что знаменитый на всю отрасль высоким качеством образования институт в Пушкино ждет не дождется слушателей. Экономика больно ударила по важному направлению, о чем в Рослесхозе с тревогой говорят не впервые. Наша газета писала об этом в номере от 6 марта, публикация называется «Незнание как базовая ценность».
Итак, в прошлом году было ассигновано более 81 млн рублей на повышение квалификации и переподготовку руководящих работников и специалистов лесного хозяйства (23% от этой суммы – средства регионов). По данным субъектов, в 2014 году обучение по разным профессиональным программам прошли более 5 тыс. человек, из них 844 – из Московской области. Основные направления – «государственный лесной контроль и надзор», «государственное управление лесами», «использование лесов», «лесовосстановление», «охрана и защита лесов», «ведение государственного лесного реестра», «руководство тушением лесных пожаров».
Радует, что многие регионы пожелали глубоко вникнуть в тонкости реализации базового закона об учете древесины и сделок с ней, всем известного 415-го ФЗ. Оба подведомственных Рослесхозу института – в Пушкино и Дивногорске – провели тематические семинары, в которых приняли участие 43 региона.
При этом в трех российских регионах к просвещению совершенно не стремились – Оренбургской, Пензенской областях и Адыгее. В их адрес глава Федерального агентства Иван Валентик заметил, что, наверное, знания там слишком высоки, чтобы заниматься такой ерундой, как повышение образовательного уровня.
– Видимо, квалификация подтверждается результатами проверок об исполнении переданных полномочий, – произнес Иван Владимирович и намекнул на нарушения, неизбежные при такой практике уклонения.
Вопросы возникли и у курирующего направление Александра Панфилова:
– Может, нам что-то неизвестно или мы плохо понимаем ситуацию, но вот в справке передо мной 11 отличившихся регионов, которые либо вообще не обучили никого в наших институтах повышения квалификации (цифра ноль в графе), либо обучили 1–2 чел. Они или вообще не повышают квалификацию, или повышают где-то в другом месте. Хотелось бы знать, в каком. Из этих одиннадцати субъектов шесть – в Поволжье. Из того же округа 9 регионов не приняли участие в семинарах по 415-му ФЗ. Аналогичные вопросы к Северо-Западу. Может, конечно, они все знают, дай бог им в этом успеха. Но какой-то комментарий требуется.
Комментарий дал присутствовавший лично руководитель департамента по ПФО. Заметно было: к объяснениям Александр Орнатский подготовился. Что народу учится в целом немного, он согласился, но счел справедливым добавить, что сотрудники активно участвовали в различных семинарах. Семинар «Правовые, экономические и организационные вопросы деятельности автономных бюджетных учреждений», сентябрь – ноябрь, 19 человекиз регионов ПФО присутствовали. По 415-му ФЗ – 10 человек. И хотя в 2014 году дополнительное образование в Пушкино получили 74 человека из разных регионов округа плюс 7 работников департамента по ПФО, при этом гораздо больше – 161 человек – на базе лесных техникумов. Плюс к тому Пермский край и Башкирия (39 и 47 человек соответственно) повышали уровень на базе Уральского технического университета. 116 человек – в Поволжском государственном технологическом университете; округ намерен и впредь посылать людей в Йошкар-Олу.
В целом сумма, заложеннаяв субвенциях этого года на повышение квалификации, составляет в ПФО 6,6 млн рублей. Секвестра, пообещал Александр Орнатский, не намечается, исключение составляют только Ульяновская и Оренбургская области, а также Башкирия, но это не означает отказа работать над собой – все три региона подтвердили готовность к дистанционному обучению в ВИПКЛХ.
Александра Панфилова комментарий устроил не вполне, он заметил, что не мешало бы понимать разницу между вузом и техникумом, то есть уровнем подготовки. А что касается ПГТУ, то у него есть договор с ВИПКЛХ, и надо просто разобраться, как наладить взаимодействие.
Главу Рослесхоза более всего взволновало, что не удивительно, отношение к 415-му ФЗ:
– Что касается неучастия в семинарах, то это беспрецедентное безразличие к новому этапу развития лесоуправления в России, новой системе отношений, новым правилам, новому порядку. 415-й ФЗ – это практически революция в нашей ежедневной деятельности, и потому считаю, что игнорирование образовательных мероприятий по этой теме недопустимо, – горячо произнес Иван Валентик, обращаясь к главам департаментов.
Далее он перечислил тех, кто не участвовал: Владимирская, Рязанская области, Карелия, Коми, Архангельск, Вологда, Нижний Новгород, Киров, Пермь, Свердловская область. По мнению главы ведомства, «это просто безобразие».
Тут выяснилось, что есть возражения с мест. Северо-Западный ФО сообщил, что вовсе не дремал, а напряженно работал, за полгода, с июля по декабрь, проведя шесть обучающих семинаров по новому закону во всех регионах округа. В том числе – выездные: в Сыктывкаре, Калининграде, Вологде, Петрозаводске, Архангельске. И везде присутствовал Александр Мариев. И не просто присутствовал, а, являясь всем известным знатоком тонкостей революционного закона, проводил тренинги. Особенно массовым оказался декабрьский семинар в Вологде, приуроченный к традиционной выставке «Российский лес» – с практической частью, выездом на пост ГАИ и Сокольский ДОК. Через эти обучающие действия прошло значительное количество народу, поэтому в Пушкино и не поехали.
– Хорошо, когда выясняется: причина – в том, что не поехали в Пушкино, виновата активная деятельность Александра Николаевича Мариева, – пошутил Иван Валентик. – Меня радует, что наша группа по 415-му ФЗ так здорово работает, но давайте в протокол запишем: проанализировать складывающуюся правоприменительную практику, обратив особое внимание на деятельность уполномоченных в области лесных отношений органов исполнительной власти, которые не принимали участие в соответствующих обучающих мероприятиях.
Похоже, за уклонистов взялись: департаментам вменили в обязанность зорко следить, как на вверенной территории повышается квалификация и протекает переподготовка. Разумеется, речь идет об образовательных процессах за счет средств федерального бюджета, которые регионы получают в виде субвенций. Всем дали понять, что вольности здесь неуместны.
Елена СУББОТИНА