Минэкономразвития России продолжает проталкивать одну из своих любимых идей — «перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию». Для этого готовится законопроект о внесении изменений в Земельный кодекс РФ и некоторые другие федеральные законы — он уже прошел все формальные стадии обсуждения на портале Regulation, и даже получил положительное заключение в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия (что неудивительно — поскольку эту процедуру организует само Минэкономразвития). Ссылки:
О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию) и в связи с принятием Федерального закона «О землеустройстве»
Земельная реформа: переход от деления земель на категории к территориальному зонированию. Участники общественной экспертизы обсудят пакет законопроектов о землеустройстве
Законопроект страшный: для многих отраслей экономики и видов хозяйственной деятельности он может оказаться даже более разрушительным, чем пандемия COVID-19 2020 года или, например, принятие Лесного кодекса РФ 2006 года (напомним, что за разработку этого кодекса тоже отвечало Минэкономразвития). Законопроект страшен не столько явной направленностью на какие-то злые и бесчеловечные цели, сколько полной неадекватностью и оторванностью от реальной жизни.
Вот один яркий пример — предлагаемая новая статья Земельного кодекса, касающаяся нынешних земель лесного фонда:
Статья 14.17. Зоны лесного фонда
1. В зоны лесного фонда включаются земли и земельные участки в границах лесничеств, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие), а также нелесные земли.
2. К нелесным землям относятся земельные участки, занятые объектами лесоперерабатывающей промышленности, лесными дорогами и другими зданиями, сооружениями, размещение которых в границах зон лесного фонда допускается в соответствии с законодательством. К нелесным землям могут также относиться земли и земельные участки, непригодные для использования в лесном хозяйстве (болота, каменистые россыпи и другие), но включение которых в состав территориальной зоны целесообразно, поскольку обеспечивает надлежащее лесоустройство и (или) способствует сокращению изломанности границ данной территориальной зоны, а общее количество таких земель не превышает десяти процентов общей площади данной территориальной зоны.
Согласно последнему опубликованному сборнику «Государственный лесной реестр» (по состоянию на 1 января 2014 года), площадь земель лесного фонда Российской Федерации составляет 1 146 044,2 тыс. га. Из них лесных земель — 864 430,9 тыс. га; нелесных, соответственно, 281 613,3 тыс. га.
Согласно предлагаемой Минэкономразвития новой статье Земельного кодекса, общее количество нелесных земель не должно превышать десяти процентов общей площади данной территориальной зоны. Это значит, что при общей площади лесных земель 864 430,9 тыс. га, площадь нелесных земель, относящихся к «зоне лесного фонда», должна составлять не более 96 047,9 тыс. га. Таким образом, при вступлении в силу этой статьи как минимум 185 565,4 тыс. га нелесных земель из состава нынешних земель лесного фонда (это примерно 11% от общей площади России) автоматически подвисают — остаются без ясного правового статуса, выпадают из сферы чьей-либо ответственности. Но нелесные земли из состава нынешних земель лесного фонда еще потребуется как-то поделить на те, которые войдут в «зону лесного фонда», и те, которые не войдут — с учетом нынешних скоростей работ в области землеустройства и кадастрового учета на это может уйти несколько десятилетий. Значит, фактически одна только эта статья надолго оставит без ясного правового статуса все нынешние нелесные земли лесного фонда — а это уже примерно 16,5% от общей площади России. А эти земли, например, регулярно горят, и именно по ним, благодаря более быстрому просыханию открытых пространств и отсутствию преград для ветров, лесные пожары быстрее всего распространяются на новые площади, в том числе на леса. То есть в случае принятия предлагаемых Минэкономразвития поправок еще примерно одна шестая ее часть останется без охраны и без каких бы то ни было ответственных за пожарную безопасность (в дополнение к нынешней и без того крайне неблагополучной ситуации).
Кроме того, при таком подходе органам управления лесами и пользователям лесных участков придется переделывать практически все документы лесного планирования — лесные планы субъектов РФ, лесохозяйственные регламенты лесничеств, договора аренды и проекты освоения лесов, заново ставить на кадастровый учет львиную долю тех лесных участков, которые на него уже поставлены, и т.д.
Но самое страшное в законопроекте даже не это, а то, что он предусматривает гораздо более дробное зонирование земель по разрешенному использованию (вместо нынешних 7 категорий земель предлагается ввести 17 категорий территориальных зон, еще 5 особых территорий, зон и объектов, которые могут включаться в границы различных территориальных зон, и поверх них — охотничьи угодья). Фактически это означает переход к «ручному управлению территориями», и открывает невиданные ранее просторы для административного произвола.
В частности, для земельных участков из состава «зоны сельскохозяйственного назначения», независимо от собственности и реального положения дел (кроме садовых участков граждан), виды разрешенного использования должны будут определяться сельскохозяйственным регламентом. Это новый документ, требования к которому пока не определены — но в любом случае фактически он даст возможность земельным чиновникам держать на крючке и «доить» почти любого сельхозпроизводителя и собственника сельскохозяйственной земли. Очевидно, что переход к преимущественно «ручному» (т.е. не общему для всех, а индивидуальному для каждого участка и каждой зоны) управлению видами разрешенного использования земель имеет колоссальный потенциал для развития коррупции.
Законопроект предусматривает также отмену недавно внесенной в Лесной кодекс Российской Федерации статьи 123 «Леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения». Это значит, что многие десятки миллионов гектаров таких лесов, в том числе по меньшей мере 50 млн. га, которые заведомо не могут быть возвращены в сельскохозяйственный оборот и годятся только для лесоводства, так и останутся заброшенными. На первый взгляд может показаться, что это немного — всего около 3% от общей площади России; но это, как правило, леса, расположенные в непосредственной близости от поселений и объектов инфраструктуры, самые важные для формирования благоприятной среды обитания и самые перспективные для развития эффективного лесоводства. Если их правильно использовать для лесовыращивания — это позволит в среднесрочной перспективе выращивать до трехсот миллионов кубометров древесины в год (больше, чем ее сейчас рубится и воруется во всех «официальных» российских лесах), и поддерживать до ста тысяч постоянных рабочих мест в сфере лесоводства. Но при предлагаемом Минэкономразвития и Минсельхозом подходе эти земли и леса неизбежно будут оставаться заброшенными, постоянно гореть, огонь с них будет регулярно переходить на официальные леса, торфяники, поселения и инфраструктуру, а дым приходить в гости к людям.
В общем, предлагаемый Минэкономразвития законопроект о переходе от деления земель на категории к территориальному зонированию — это или огромная глупость, или мощнейшее вредительство. Нужно постараться, чтобы этот законопроект не стал законом — основная борьба с этим злом, видимо, предстоит уже после его внесения в Государственную Думу.