29 июня 2017 года в Хабаровсе состоялась совместная коллегия Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Генеральной прокуратуры РФ.
В заседании коллегии приняли участие генеральный прокурор РФ Юрий Чайка, вице-премьер – полпред Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев, глава Минвостокразвития России Александр Галушка, губернаторы и прокуроры дальневосточных субъектов, представители контрольно-надзорных органов, бизнесмены.
ЧАЙКА Ю.Я.: Добрый день, уважаемые коллеги. Начинаем совместное заседание коллегии Генеральной прокуратуры и Министерства по развитию Дальнего Востока.
В его работе принимают участие заместитель председателя правительства РФ, полномочный представитель президента РФ в ДФО Трутнев Юрий Петрович; министр РФ по развитию Дальнего Востока Галушка Александр Сергеевич; должностные лица Администрации Президента РФ, коллеги двух ведомств, руководители федеральных и региональных органов исполнительной власти, уполномоченные по защите прав предпринимателей, работники Генпрокуратуры, Министерства по развитию Дальнего Востока, прокуроры субъектов РФ в ДФО и приравненные к ним прокуроры, представители общественных и иных организаций и объединений.
Уважаемые Юрий Петрович, Александр Сергеевич, уважаемые коллеги, совместное заседание коллегии Генеральной прокуратуры и Министерства по развитию Дальнего Востока по особо значимым проблемам нами проводится уже в третий раз. Считаю это доброй традицией. Реализация на практике в ходе принимаемых на таких мероприятиях решений позитивно сказывается на состоянии законности.
Сегодня предстоит обсудить вопросы, касающиеся защиты прав инвесторов в ДФО. Тема крайне актуальная, развитию экономики и созданию условий комфортного проживания граждан на этой территории властями страны уделяется большое внимание. Органами госвласти разработаны и применяются механизмы государственной поддержки инвестпроектов, в том числе с использованием средств федерального бюджета и финансовых ресурсов Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона.
На сегодняшний день в территории опережающего развития и свободного порта Владивосток инвестировано 95 миллиардов рублей. На их площадках реализовано 35 новых проектов и создано свыше 3,5 тысяч рабочих мест.
Для строительства объектов транспортной и социальной инфраструктуры Правительством включены в перечень на получение бюджетных средств еще 14 крупных инвестпроектов с общим объемом вложения почти 300 млрд рублей.
Вместе с тем практика прокурорского надзора убеждает в наличии отдельных проблем, решение которых требует от нас дополнительных усилий и согласованных действий. Несвоевременно совершенствуется региональная нормативно-правовая база, в ряде субъектов еще не приняты правовые акты о порядке заключения специального инвестиционного контракта в промышленном секторе и предоставления инвестиций для объектов капитального строительства за счет регионального бюджета. Это Камчатский край, Амурская и Сахалинская области. Зачастую прокуроры выявляют противоречия в административных регламентах по предоставлению публичных услуг в градостроительной сфере.
В деятельности региональных органов власти имеется существенное упущение в стратегическом планировании, препятствующее ускоренному развитию Дальнего Востока. Например, в Приморском крае ни один инвестиционный проект, включенный в соответствующий реестр, не получает мер государственной поддержки.
Еще не исключены случаи истребования органами власти регионов, органами местного самоуправления и субъектами естественных монополий у предпринимателей излишних бумаг, установления административных барьеров в процессе реализации ими инвестпроектов. Так, Дальневосточная девелоперская компания в Хабаровске более 3 лет пыталась решить вопрос о подключении построенного гостиничного комплекса к сетям теплоснабжения.
Правительству края об этой проблеме было известно, однако договорно-технологично присоединение подписано генерирующей компанией только после принятия мер прокурорского реагирования.
Серьезной проблемой, с которой сталкивается бизнес, являются различные бюрократические препоны при предоставлении земельных участков. Например, полгода рассматривалось заявление резидента Свободного порта Владивосток о предоставлении земли для создания транспортного логистического комплекса. Договор аренды направлен инвестору лишь в ходе проверки Генпрокуратурой.
В большинстве регионов в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границах земельных участков, в их постановке на кадастровый учет необоснованно отказывают, информация о свободных территориях недоступна. Это Приморский край, республика Саха (Якутия), Амурская область и ряд других.
Практически во всех субъектах контролирующими органами нарушаются специальные требования к проведению проверок юрлиц, работающих в пределах территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток. Например, в Приморском крае должностные лица Роспотребнадзора, МЧС, государственной трудовой инспекции проверяли предпринимателей, не получив обязательного согласования Минвостокразвития. За это они привлечены к административной ответственности по статье 19.1 Кодекса об административных правонарушениях.
В отдельных субъектах контролирующие органы не вносили сведения о проводимых мероприятиях в Единый реестр проверок. Такие случаи имели место в Хабаровском крае, Амурской области, Еврейской автономной области.
Существенное нарушение прав инвесторов в таможенной сфере выявлено транспортными прокурорами. Должностными лицами таможенных органов стоимость товаров, ввезенных предпринимателями для реализации инвестпроектов, необоснованно корректируется в сторону ее увеличения. Не на всех пунктах пропуска через госграницу в пределах территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток обеспечивается должный контрольно-пропускной режим.
Как видите, нам есть, что сегодня обсудить. Более подробно ситуация в данной сфере будет освещена в докладе заместителя Генпрокурора Гулягина Юрия Александровича. Прошу выступающих предлагать конкретные мероприятия по совершенствованию нашей работы. Хочу предоставить слово заместителю председателя правительства РФ, полномочному представителю президента РФ в ДФО Трутневу Юрию Петровичу.
ТРУТНЕВ Ю.П.: Спасибо. Уважаемый Юрий Яковлевич, уважаемые коллеги, добрый день. Прежде всего хочу поблагодарить Генпрокурора РФ за то, что мы в одном зале вместе обсуждаем проблемы развития экономики. Для нас это имеет критическое значение.
Коллеги, вы все знаете, что по поручению президента РФ на Дальнем Востоке проводится большая работа по ускорению экономического развития. Создан свободный порт Владивосток, 17 территорий опережающего развития, реализуются крупные инвестпроекты. Для поддержки инвестиционных процессов приняты и подписаны президентом РФ такие законы, как закон выравнивания энерготарифов, о предоставлении гектара гражданам, об упрощенном визовом режиме, и многие другие. Эта работа позволила привлечь на Дальний Восток уже более 670 инвестпроектов. Вся эта работа новая. Для ее реализации принято 15 федеральных законов, около 60 нормативных актов правительства.
По сути дела, мы идем новым путем и сталкиваемся с достаточным количеством препятствий. К большому сожалению, одним из основных препятствий, по мнению инвесторов, с которыми мы практически каждый день общаемся, стало давление со стороны контрольно-надзорных органов. Очевидно, мы не ставим вопрос о прекращении реализации контрольно-надзорных полномочий. Мы должны защищать жизнь, здоровье и интересы граждан РФ. В то же время давайте ответим на вопрос – а такое ли количество проверок надо? Разберемся, сколько времени занимают контрольно-проверочные процедуры, и к чему они приводят.
https://minvr.ru/press-center/news
Антирейтинг контрольно-надзорных ведомств представили в Минвостокразвития
В послании Федеральному собранию президент РФ В. В. Путин отметил, что целая армия контролеров по-прежнему мешает работать добросовестному бизнесу. Хочу отметить, что сражаться с этой армией бизнесу далеко не всегда по силам. Если проанализировать, как обстоят дела у нас на Дальнем Востоке, то выясняется, что за последние 2,5 года проведено более 130 тысяч проверок. И это не считая доследственных мероприятий, проверок, проводимых в рамках оперативно-розыскной деятельности.
Приведу несколько примеров. Только за первое полугодие 2017 года состоялось 5 проверок аквапарка «Чудо-остров» в Камчатском крае. Организаторы проверок ссылаются на жалобы работников предприятия и посетителей. Возникает только один вопрос – а что, нельзя проверить один раз и добиться устранения недостатков? Или надо проверять каждую неделю, пока уже там ни чуда, ни острова, ничего не останется. Предприятие это далеко не самое прибыльное. По сути дела, предприятие, которое никогда не окупится. Оно сделано в подарок Камчатке, и так этот подарок принимают наши коллеги.
Или другой пример. В марте прошлого года на судно группы «Доброфлот» высадился десант правоохранительных органов. Штурмом, по-взрослому, с вертолета взяли судно. Одна только проблема – за прошедшие 15 месяцев никто так и не понял, зачем взяли штурмом. Идут следственные мероприятия, но ответа на вопрос, есть претензии со стороны таможенных органов, нет претензий, кто виноват – не существует.
И тоже возникает вопрос – может быть, сначала надо было разобраться, кто там что сделал плохого, а потом уже штурмовать, или, может быть, даже и без штурма обойтись, чтобы не давать крайне негативный сигнал в экономику?
К сожалению, распространена ситуация, когда, сняв жесткие диски с серверов и изъяв документы, практически парализовав работу предприятия, контрольно-надзорные органы потом в течение 2-3 лет усиленно ищут основания, зачем они это сделали. Может быть, надо было тоже поступить наоборот – сначала установить факт и истинный состав преступления, а затем установить правонарушителей, не разрушая экономику предприятия.
Подчеркну, что в результате таких действий страдают не руководители предприятий, против которых чаще всего такие действия направлены, страдают работники, граждане РФ. Потому что после пары таких атак просто нечем платить зарплату. Считаю, что об интересах этих людей надо думать при осуществлении любых проверочных мероприятий. У непродуманных избыточных действий контрольно-надзорных органов есть высокая цена – снижение уровня жизни людей, недополучение средств в бюджет РФ.
А вообще в практике многих стран мира перед осуществлением силовых операций проводится оценка, что выиграет страна и экономика и что проиграет. Мне кажется, с этого надо начинать, если мы хотим вместе развивать экономику России, и чтобы у работников контрольно-надзорных, правоохранительных структур никогда не было проблем с бюджетным финансированием.
Уважаемые коллеги, уважаемый Юрий Яковлевич, о каких вопросах хотелось бы подумать – прежде всего о целеполагании. Уверен, что нашей общей задачей, задачей всех присутствующих в этом зале является повышение уровня благосостояния граждан, обеспечение экономической мощи государства. Я не говорю сейчас о насильственных преступлениях, это другая тема. Но все законы в области экономики пишутся ровно для этого. Основная цель – это развитие экономической мощи России.
А если так, то хотелось бы внести следующие предложения. Первое – учитывать факторы экономического развития субъектов при оценке эффективности деятельности контрольно-надзорных и правоохранительных органов. Влияние силовых структур на экономику сегодня крайне высоко. Второе – меры, принимаемые в отношении предприятий в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий должны быть сопоставимы с их результатом. Недопустимо дезорганизовывать работу крупных предприятий в попытке выявить нарушения без достаточных предварительных оснований. Считаем, что в этом случае работники правоохранительных и надзорных органов должны нести ответственность за причиненный в ходе проверочных мероприятий ущерб, если их действия будут признаны в судебном порядке избыточными.
Третье – сроки контрольно-надзорных мероприятий должны быть жестко ограничены. Иначе проверки проводятся просто до победного результата.
Четвертое – внеплановые проверки должны проводиться исключительно по существу заявления граждан, а их количество должно быть ограничено. Например, не более 30% от утвержденных планов проверок. Мы с Юрием Яковлевичем вчера эту проблему обсуждали. К сожалению, внеплановые проверки, которые проходят без какого-либо контроля со стороны прокуратуры, уже стали откровенным бичом для экономики, для руководителей предприятий.
Пятое – в случае неподтверждения фактов нарушений по заявленным внеплановым проверкам, проводящимся по обращениям граждан, и если в результате причинен ущерб предприятию, ответственность должны нести и заявители, как за клевету.
И наконец, шестое – на территории ДФО государственный контроль осуществляют 35 контрольно-надзорных органов. Ряд из них действительно решают важные государственные задачи, однако в отношении ряда контрольно-надзорных органов можно подумать и о передаче функции координации на уровень субъектов. Потому что губернаторы ближе к экономике и чаще гораздо лучше, чем руководители федеральных ведомств, чувствуют, что надо сделать, чтобы поддержать развитие экономики в собственном регионе.
Уважаемый Юрий Яковлевич, после того, как мы обсудим проблему и посоветуемся, я готов от правительства РФ выступить с инициативой внести соответствующие изменения в законодательство. Спасибо.