Сколько вы инвестируете в строительство лесных дорог?

Январь-февраль 2017, №1-2 (105-106)

Группа «Титан» в Архангельской обл. на автомобильной дороге Земцово – Сылога открыла новый мост стоимостью 11 млн руб. через р. Охтому. До конца года компания планирует закончить строительство моста через р. Ежугу. Инвестиции в этот проект составят 30 млн руб. Ежегодно в строительство дорог холдинг вкладывает более 300 млн руб.

Павел Большунов, пресс-секретарь президента группы компаний Segezha Group:

– В рамках модернизации лесной инфраструктуры Segezha Group постоянно строит и обновляет лесные дороги. Только за девять месяцев 2016 г. инвестиции дивизиона «Лесные ресурсы» группы компаний в строительство всесезонных лесовозных дорог составили порядка 223 млн руб. Ежегодно дивизион строит более 400 км лесовозных дорог, содержит и сохраняет в рабочем состоянии дороги круглогодичного использования, дороги-зимники и лесные дороги противопожарного назначения.

Мартин Херманссон, генеральный директор Новоенисейского ЛХК:

– Новоенисейский ЛХК постоянно инвестирует в строительство лесных дорог. На сегодняшний день идет текущий ремонт 13 км дорог, продолжается строительство новой магистральной дороги длиной 15 км. Общая сумма средств, затраченных на эти работы, включая обновление трех мостов, составила около 20 млн руб. Все эти работы проводятся силами предприятия. Они необходимы для обеспечения возможности лесозаготовки в следующем году. Затраты на строительство лесных дорог сегодня полностью ложатся на арендатора. Некоторые мои коллеги-лесники задаются вопросом: почему государство не строит лесные дороги? Мне же интереснее почему за десять лет государство не построило дорогу между Санкт-Петербургом и Москвой? Государство должно инвестировать в дороги внутри городов, между городами, в медицину и образование. А лесные дороги должен строить бизнес.

Алексей Ипатов, управляющий партнер «Лесной инновационной компании»:

– В строительство лесных дорог мы инвестируем постоянно. Размер финансовых вложений оценить сложно. За последние месяцы силами нашей компании было построено 5 км дорог. Лесные дороги – это элемент лесного устройства, соответственно, заниматься этим должно государство. Если взять комплексную пользу от лесных дорог, то это и пожарная безопасность, и наведение порядка в лесу. Как и все дороги, они должны быть в ведомстве государства. Но в России подготовка дорог полностью ложится на плечи заготовителей.

Валерий Писарев, генеральный директор ЛХК «Череповецлес»:

– Наша компания ежегодно занимается строительством лесных дорог, в этом году нами было построено 100 км дорог. Что касается инвестиций, то с каждого заработанного рубля на эти цели уходит 10–12 копеек. Тут нужно сделать поправку на то, что три из четырех лесозаготовительных предприятий холдинга имеют 85-летнюю историю, соответственно их основные магистрали уже построены. Там сейчас идут ремонтные работы и строительство вторых заходов для хвойной древесины. Магистральные дороги у нас свои, в плитном исполнении. Ветки же, усы приходится строить ежегодно. Каждое предприятие имеет в своем составе дорожно-строительное подразделение и каждый год, в зависимости от потребностей, строит 10–25 км лесных дорог. Государство в строительстве дорог не участвовало и не участвует, хотя сегодня леспромхозы создают, что называется, лесную структуру, которая позволяет ухаживать за лесом и обеспечивать его пожарную безопасность. Сегодня государство не только не строит дороги, но даже не решает лесоустройства, хотя в законе прописано, что каждый субъект должен отвечать за федеральную собственность и заниматься лесоустройством. Региональные власти выдают лес предприятиям в аренду, не имея данных о его состоянии. На оценку лесов выделяются мизерные средства. Так что предприятиям приходится этим заниматься за свой счет, несмотря на то что в Лесном кодексе прописано, что это обязанность государства.

Клаус Пеллер, генеральный директор АО «Монди СЛПК»:

– АО «Монди СЛПК» финансирует в строительство лесных дорог в среднем 400 млн руб. каждый год. Мы ежегодно строим в Республике Коми около 100–120 км лесовозных дорог круглогодичного действия и 15–25 новых мостов.

Развитие инфраструктуры, которая позволит бизнесу и лесной отрасли развиваться, – это ответственность и обязанность государства. Протяженность лесных дорог в России мала, а лесные ресурсы вокруг существующих дорог практически исчерпаны. Лесопромышленные предприятия вынуждены инвестировать в строительство новых дорог для освоения новых лесных массивов, постепенно удаляясь от центров переработки древесного сырья. При этом, с одной стороны, возникает вопрос рентабельности лесозаготовок, с другой стороны, вопросы могут возникнуть у природоохранных организаций. Государство должно участвовать в строительстве лесных дорог, хотя бы частичным инвестированием денежных средств или разработкой мер по поддержке арендаторов при строительстве дорог (облегчение доступа к полезным ископаемым, к карьерам).