Лишь месяц прошел с того момента, когда итоги заседания особой Комиссии по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины в Свердловской области заставили порадоваться за состояние отрасли, которую в прошлом не раз «лихорадило». Последние события вновь обращают внимание на «работу» регионального Департамента лесхоза.
Напомним, что лишь в конце июня зам директора областного Департамента лесхоза Алексей Пажетнов заявил, что текущий год отмечается пока значительным снижением объема незаконных рубок на территории региона — в 5 раз их стало меньше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Впрочем, незаконные рубки и не исчезали — только весной выявлен был факт вырубки 221 сосны на более 500 тыс кубометров и 13 млн ущерба в Екатеринбурге. Предложено было даже ввести уголовную ответственность за незаконные вырубки лесов. А уж количество прокурорских проверок относительно состояния отрасли и работы ответственных бюрократических структур говорит скорее о том, что проблем все еще много.
Особенно привлекают внимание вопросы касательно рынка не только «черной древесины», но и легализованных вырубок (а тут санкции как раз и дают в регионах местные Департаменты лесного хозяйства). О проблеме заговорили с новой силой на федеральном уровне после того, как недавно Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) занялась торгами самым традиционным российским предметом экспорта — лесом. А управляющий директор СПбМТСБ Алексей Рыжиков интервью «Интерфаксу» заговорил о большем: возможных изменениях отечественной лесной сферы, точнее ее коммерциализации после правок в существующее законодательство — Лесной кодекс РФ. Потому что, по мнению влиятельного трейдера, нынешняя система реализации древесины, например, от линейных рубок (тех, что санкционируют чиновники через подряды с энергетиками, строителями под трубопроводы, ЛЭП, прокладку коммуникаций и т. д.) неэффективна и сильно затянута. Потому как для подрядчиков (всевозможных строителей или энергетиков) подобная легальная вырубка является непрофильным видом деятельности, и торговать на бирже таким лесом они не могут, а должны…
Плюс подобные изменения расширят полномочия ответственных органов, внимание к работе которых несомненно должно стать пристальнее. Например, это касается распоряжения местными лесными ведомствами (и их структурами) лесными ресурсами. Последнее время по этой теме в УрФО все чаще возникают вопросы. Как это было с «Мокроусовским лесхозом» в Курганской области, где с прошлого года жители всех соседних районов жаловались на высокие цены на дрова, которые устанавливал лесхоз. Вопрос даже выносили на заседании Комитета областной думы по аграрной политике и природным ресурсам! Пришлось вмешаться Департаменту регулирования цен и тарифов. Выявлен был факт навязывания услуг и завышения их стоимости, а документы проверок были направлены в прокуратуру и УФАС региона. Скандал сотряс всю лесную сферу Зауралья, и только летом этого года директора лесхоза отправили в отставку.
В Свердловской области в связи с опубликованными сегодня результатами прокурорской проверки также встал вопрос эффективности распоряжения ресурсами со стороны профильного ведомства, да еще и его соблюдения закона о проведении торгов. Департамент лесхоза поручил подчиненной структуре, ГБУ «Уральская база авиационной охраны лесов», проведение санитарных рубок (как раз из разряда санкционированных, легальных рубок).
Для этого Департамент и ГБУ заключили договор купли-продажи лесных насаждений, а учреждение обязано было провести выборочные санитарные рубки в Екатеринбурге. В свою очередь «Уральская база» заключила договор подряда с ООО «Сити Сервис» на выполнение данных работ (фирма должна была осуществить поставку заготовленной древесины). Тут-то чиновники и попались на несоблюдении Лесного кодекса РФ и закона «О контрактной системе», при заключении этих договоров подряда без проведения торгов, закрыв равный доступ по выходу на рынок услуг по продаже лесных насаждений для иных игроков. В итоге прокуратуре в Арбитраже пришлось отменять договоры подряда.
Но есть и иные иски к Департаменту и его структурам — всего по аналогичным основаниям прокуратурой с начала года в Арбитражный суд направлено было 8 исков…
Примечательно, что с сегодняшнего дня Общественный совет при Департаменте лесного хозяйства Свердловской области начал проводить обсуждение проекта Плана мероприятий Департамента по противодействию коррупции на 2018-2020 гг.! Само обсуждение будет проводится до 28 августа.
Уже составлена и представлена Программа проведения общественного обсуждения указанного проекта Плана мероприятий, который содержит, в том числе, и обязательный раздел о противодействии коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд со стороны структур Департамента!
В Плане мероприятий в этом разделе значится проведение семинара-совещания по разъяснению членам Комиссии по осуществлению закупок Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» (как известно, этот пункт говорит об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов!).
Должны будут чиновники Департамента обсудить и вопрос обобщения практики выявления конфликта интересов между участником тендера и заказчиком при осуществлении закупок в своей сфере. В свете последних прокурорских проверок подобные обсуждения становятся как никогда более актуальны…
Юрий ЗАХАРЬИН
http://vedomosti-ural.ru/notes