В 2014 году на строительство лесохозяйственных дорог в лесном фонде Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь будет направлено 160,5 млрд рублей инвестиций. Планируется построить 137,6 км новых лесных дорог (на 11,7 км больше, чем в 2013 г.). Больше всего новых лесных путей появится в лесах Витебской области – 51,2 км. В Минской – 32,67 км, Гомельской – 19,8 км, Могилевской – 16,1 км, Брестской – 13,96 и в Гродненской – 3,8 км.
Инвестиции в строительство лесохозяйственных дорог направлены на повышение эффективности охраны лесного фонда и использования имеющихся в стране лесных ресурсов. Наличие достаточной дорожной сети в лесном фонде позволяет полностью использовать расчетную лесосеку, своевременно вести лесовосстановительные работы, налаживать необходимый уход за лесом, обеспечивать эффективную борьбу с пожарами и вредителями леса, способствует более полному вовлечению в хозяйственный оборот побочных продуктов леса. Кроме того, в большинстве случаев лесохозяйственные дороги являются одновременно дорогами общего пользования, связывающими сельские населенные пункты, и, следовательно, имеют важное значение для возрождения села. Кроме основного назначения – перевозки древесины, по дорогам будут перевозиться и другие грузы, связанные с посевом и посадкой леса, уходом за лесными культурами, охраной леса, заготовкой семян, грибов, ягод, сена, подготовкой почвы, выращиванием посадочного материала.
Строительство лесных дорог в Беларуси осуществляется в рамках Программы строительства лесохозяйственных дорог в лесах Республики Беларусь в 2011-2015 годах, утвержденной постановлением Совета Министров РБ от 01.08.2011 г. № 1033.
Основная цель этой Программы – определить объекты строительства лесохозяйственных дорог в 2011–2015 годах с учетом первоочередных потребностей лесной отрасли, рационального размещения объектов дорожного строительства, использования природных ресурсов, выполнения требований законодательства в области охраны окружающей среды.
Реализация настоящей Программы позволит более полно осваивать расчетную лесосеку в труднодоступных местах, увеличивать объемы вывозки заготовленной древесины, сокращать транспортные расходы, уменьшать материальные потери, причиняемые лесу вредителями и болезнями, пожарами и стихийными бедствиями, увеличивать объемы заготовки дикорастущих растений.
Эффективное функционирование лесной отрасли во многом зависит от густоты и качества дорожной сети. Густота дорожной сети, выраженная линейной протяженностью дорог, отнесенной к 100 гектарам лесной площади, является основным показателем удовлетворения транспортных нужд государственных лесохозяйственных учреждений (лесхозов). Государственными заказчиками настоящей Программы являются Министерство лесного хозяйства и Управление делами Президента Республики Беларусь. Ее финансирование осуществляться за счет республиканского бюджета, собственных средств лесхозов и отчислений от таксовой стоимости реализуемой древесины.
За 2011-2013 годы в лесах Минлесхоза уже построено 332,9 км лесных дорог. К концу 2015 года добавится еще более 310 км (137,6 – в 2014 г. и 172,8 – в 2015 г.).
Лесные дороги также строятся и в лесах национальных парков Беларуси. В целом за годы реализации программы в республике будет построено 750 км лесохозяйственных дорог. Это обеспечит ежегодную вывозку заготовленной древесины в объеме не менее 3,2 млн куб. метров.
Эффективность строительства дорог в организациях лесного хозяйства включает экономический эффект, получаемый в результате:
— улучшения дорожных условий, обеспечивающих нормальную и бесперебойную работу автотранспорта, сокращение расстояния перевозок в результате наиболее рационального размещения сети лесохозяйственных дорог, времени пребывания в пути рабочих при доставке их к месту работы;
— сокращения расстояния подвозки древесины к дороге, устранения материальных потерь, причиняемых лесу вредителями и болезнями, пожарами и стихийными бедствиями.
Развитие дорожной сети в лесном фонде повысит эффективность ведения лесного хозяйства в целом. Источник: http://mlh.by/lioh/2014-1/3.pdf