Пчеловоды Томской области сообщили в Гринпис о массовой гибели пчел в личных подсобных хозяйствах в результате авиационной обработки лесов региона против сибирского шелкопряда. Люди жалуются, что в результате весенней обработки лесов (в мае-июне) в регионе погибло много пасек, выжившие пчелы долгое время вели себя беспокойно. После повторной обработки лесов осенью опять началась массовая гибель пчел. Кроме того, люди жалуются, что в обработанных лесах встречается много погибших зверей и птиц, и вообще исчезли змеи.
В 2017 году в Томской области действительно проводилась авиационная обработка лесов с целью подавления вспышки численности сибирского шелкопряда. Весной в регионе было обработано более 420 тысяч гектаров леса, в конце августа и в сентябре работы продолжились. Припоселковые леса обрабатывались в первую очередь. Необходимость обработки таких обширных площадей была вызвана действительно массовым размножением вредителя — без принятия экстренных мер в одной только Томской области шелкопряд мог бы привести в течение нескольких лет к гибели от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов гектаров леса.
Для уничтожения вредителя применялись три инсектицида: биологический препарат лепидоцид, специфически воздействующий в основном на гусениц и практически безвредный для большинства живых существ, но при этом сравнительно дорогой и очень чувствительный к условиям применения (практически полностью утрачивающий эффективность в дождливую и в холодную погоду), и два химических препарата — димилин и клонрин. Последний, в частности, отличается очень высокой токсичностью для пчел. Для обработки очагов сибирского шелкопряда он был выбран из-за относительной дешевизны, гораздо более низкой, чем у лепидоцида, чувствительностью к условиям применения (холоду, дождю), и высокой токсичностью для гусениц шелкопряда.
Маловероятно, что применение клонрина могло привести к массовой гибели теплокровных животных и к исчезновению змей — у этого, скорее всего, были какие-то иные причины. Но в том, что именно клонрин мог стать причиной массовой гибели пчел, сомневаться не приходится. Отметим, что в других регионах, где для обработки шелкопрядников применяли клонрин, специалисты лесного хозяйства старались предупреждали о высокой токсичности препарата для пчел. Вот что, в частности, сообщало Министерство лесного хозяйства Красноярского края: «Химический препарат «Клонрин, КЭ» … высоко опасен для пчел – 1 класс опасности (ограничение лёта пчёл 4-6 суток). Погранично-защитная зона для пчёл 5-6 км» (ссылка).
Отказаться от авиационной обработки шелкопрядников нельзя — ущерб от массового размножения сибирского шелкопряда может оказаться колоссальным. Но нужно продумать меры по защите пчел и пчеловодов от последствий применения токсичных химических препаратов — как минимум, своевременно предупреждать об обработках, связанных с ними рисках и мерах защиты, использовать в припоселковых лесах и местах размещения пасек (на расстоянии до 5-6 км от них) только безопасные для пчел биологические препараты.
Подборка сообщений о ситуации с сибирским шелкопрядом на сайте Департамента лесного хозяйства Томской области:
Пандемия сибирского шелкопряда