Прокуратура Прибайкалья защитила леса региональных природных заказников от промышленных рубок

Иркутский областной суд признал противоречащей экологическому законодательству промышленную заготовку леса, которая ведется в природном заказнике регионального значения «Кадинский», расположенном в Куйтунском лесничестве.

Заготовка древесины в коммерческих целях осуществлялась в более чем 50 лесных кварталах этой особо охраняемой природной территории. Как пояснили корреспонденту ИА REGNUM в прокуратуре, это было возможным, поскольку в лесохозяйственном регламенте лесничества, утвержденном Агентством лесного хозяйства Иркутской области, данные леса были внесены в разряд эксплуатационных, а не защитных. После вступления решения суда в законную силу Агентство обязано расторгнуть договоры с арендаторами и устранить аналогичные нарушения в других заказниках.

В 2014 году в ходе проверочных мероприятий Западно-Байкальская межрайонная прокуратура выявила, что на территории Куйтунского лесничества, где действует комплексный государственный природный заказник регионального значения «Кадинский», лесозаготовительные предприятия осуществляют сплошную вырубку лесных насаждений. «Нами было установлено, что в заказнике осуществляется хозяйственная деятельность. Различные хозяйствующие субъекты, арендаторы там заготавливают древесину в коммерческих целях. Между тем действующие в Иркутской области региональные природные заказники комплексного характера в целом предназначены для сохранения уникальных природных комплексов, для воспроизводства и восстановления численности диких животных, среды их обитания и поддержания целостности естественных сообществ. А промышленная рубка лесов противоречит этим задачам», — сообщил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM Западно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор Алексей Калинин.

По его словам, прокуратура установила, что договоры с арендаторами были заключены на основании того, что участки на более 50 лесных кварталов, которые расположены в пределах особо охраняемой природной территории (ООПТ), отнесены к категории эксплуатационных лесов. А ч. 3 ст. 12 Лесного кодекса РФ гласит, что, в отличие от защитных лесов, в эксплуатационных лесах разрешена промышленная заготовка древесины.

Западно-Байкальский межрайонный прокурор внес в адрес областного Агентства лесного хозяйства протест, в котором оспорил использование заказника для коммерческой заготовки древесины, поскольку это является нарушением лесного законодательства. Однако Агентство не согласилось исполнить эти требования.

В результате потребовалось вмешательство уже прокурора Иркутской области, который обратился в Иркутский областной суд с заявлением об оспаривании отдельных положений лесохозяйственного регламента Куйтунского лесничества. В нем прокурор указал на противоречие этой части документа действующему федеральному природоохранному законодательству.

 «Странная позиция была и у Федерального Агентства лесного хозяйства по делу, которое не соглашалось с требованиями прокурора Иркутской области, указав, что в данном случае нарушений Агентством лесного хозяйства области не допущено. Оно также полагало, что размещение особо охраняемых природных территорий регионального значения на землях лесного фонда, принадлежащих Российской Федерации, противоречит закону. Между тем, суд не согласился с вышеуказанными доводами, так как лесное законодательство по Конституции РФ находится в совместном ведении Российской федерации и ее субъектов, и полностью поддержал позицию прокурора. Решением Иркутского областного суда та часть лесохозяйственного регламента Куйтунского лесничества, в которой ряд участков был отнесен к категории эксплуатационных лесов, признана недействующей. Мы уверены, что если принято решение о создании региональных заказников, то в действиях властей должна быть последовательная позиция. Нельзя одновременно создавать особо охраняемые природные территории и в то же время разрешать вести там хозяйственную деятельность, опасную для экологии», — продолжил Алексей Калинин.

После вступления решения суда в законную силу договоры аренды с предприятиями, вырубающими лес на территории природного заказника «Кадинский», должны быть расторгнуты, а хозяйственная деятельность по заготовке там древесины должна быть прекращена.

Как заявил Алексей Калинин, если в ближайшее время Агентство лесного хозяйства Иркутской области не устранит аналогичные нарушения в других региональных природных заказниках, то прокуратура будет последовательно принимать меры по защите особо охраняемых природных территорий в судах.

 «Данное решение может быть оспорено в Верховном суде РФ, но ранее он уже высказывал свою позицию по аналогичным делам. Так Верховный суд поддержал решение суда первой инстанции, в котором запретил промышленную вырубку лесов в Алтайском крае. И мы уверены, что в пределах Российской Федерации должен быть единый подход к сохранению всех региональных заказников», — резюмирует Алексей Калинин.

Источник:http://www.regnum.ru/news/ecology/1886966.html