Проект нового Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в настоящее время размещенный на специализированном сайте regulation.gov.ru для публичного обсуждения, может привести к радикальному ухудшению охраны федеральных особо охраняемых природных территорий и примерно половины российских лесничеств. Ссылка на проект:
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Риск радикального ухудшения охраны федеральных ООПТ и значительной части лесничеств связан с нестыковкой формулировок разных статей проекта кодекса. Согласно статье 42.3, «Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главами 43 и 44 настоящего Кодекса:
…
3) федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и (или) структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
…
7) государственными учреждениями, подведомственными или находящимися в ведении федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также государственными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения».
С самой этой статьей проблем в части официальных лесов и ООПТ нет. Но она ссылается на главу 44 проекта, а с ней проблемы есть.
В частности, в статье 44.45 проекта говорится только про органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) — об их праве на составлении протоколов об административных правонарушениях и на рассмотрение дел об административных правонарушениях по конкретным статьям. Но про учреждения в ней не говорится ни слова — никаких прав учреждениям и их инспекторам эта статья не дает. А сейчас лесничества в Российской Федерации примерно поровну делятся на две основные группы: территориальные органы или отделы органов управления лесами субъектов РФ, и учреждения или филиалы учреждений регионального подчинения. Такая ситуация возникла из-за того, что при передаче лесных полномочий в 2007 году субъекты РФ не получили никаких ни указаний, ни рекомендаций по устройству системы органов управления лесами, и в каждом регионе эта система выстраивалась по-своему.
Похожая ситуация — с федеральными особо охраняемыми природными территориями. Право на составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных на особо охраняемых природных территориях федерального значения либо в их охранных зонах, статьей 44.27 проекта предоставляется Росприроднадзору. Учреждения, обеспечивающие управление и охрану федеральных особо охраняемых природных территорий, в этой главе проекта не упоминаются.
И с региональными ООПТ примерно то же самое: статья 44.55 дает соответствующие права только органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий — но не учреждениям.
Таким образом, в случае принятия нового Кодекса об административных правонарушениях в новой редакции, инспектора лесничеств — учреждений или филиалов учреждений, заповедников и национальных парков, и региональных учреждений, отвечающих за охрану особо охраняемых природных территорий, потеряют право на составление протоколов об административных правонарушениях в сфере своей компетенции (или, как минимум, это право станет весьма спорным). Это неизбежно приведет к еще большему хаосу в сфере охраны лесов и особо охраняемых природных территорий.
Надо постараться этого избежать. Для этого можно перейти на сайт regulation по ссылке выше, зарегистрироваться на нем, и поставить «дизлайк» (нажать на красную кнопку с изображением руки с направленным вниз большим пальцем), а в идеале — оставить свои замечания к проекту.