Предложения Гринпис по внесению изменений в нормативно-правовую базу лесного хозяйства (согласно решению Общественного совета при Рослесхозе от 1 марта 2016 года)

1 марта 2016 года Общественный совет при Федеральном агентстве лесного хозяйства, рассмотрев вопрос о проблемах сохранения биоразнообразия в ходе заготовки древесины (основной докладчик — А.В.Птичников, FSC), принял ряд решений, в том числе касающихся подготовки предложений по внесению изменений в нормативно-правовую базу лесного хозяйства. В частности, подготовка предложений по упрощению процедур отвода лесосек непрямоугольной формы с ландшафтно-обусловленными границами, а также по отказу от сжигания порубочных остатков в ряде случаев при проведении санрубок, была возложена на Гринпис со сроком исполнения 1 преля 2016 года.

Ниже приводятся соответствующий фрагмент протокола заседания и соответствующие предложения, которые были направлены в Совет и Рослесхоз в установленный срок.

Часть протокола заседания Общественного совета:

Решили просить Минприроды России:

внести изменения в нормативно-правовую базу в области лесного хозяйства, позволяющие Рослесхозу подготовить и направить в органы управления лесами субъектов РФ обязательные для исполнения в рамках осуществления переданных лесных полномочий методические (инструктивные) материалы по мерам, направленным на сохранение биологического разнообразия при проведении лесосечных работ, включая:

— упрощение процедур отвода лесосек непрямоугольной формы с ландшафтно-обусловленными границами, в том числе отказ от установки деляночных столбов по всем поворотным точкам границ (с обязательной установкой только одного столба, позволяющего осуществить привязку лесосеки, или, в сложных случаях, не более четырех столбов по основным углам);

— отказ от сжигания порубочных остатков и применение других способов очистки лесосеки (в зависимости от условий места) при проведении санитарных рубок в очагах вредных организмов, если ко времени проведения рубки очаг вредных организмов ликвидировался естественным образом, и порубочные остатки уже не могут стать субстратом для их размножения (например, на участках леса, погибшего в результате размножения короеда-типографа, если подходящей для его размножения древесины на отведенной в рубку площади уже не осталось).

Подготовка проекта изменений нормативно-правовой базы – А.Ю.Ярошенко, срок 1 апреля 2016 года.

Предложения:

Предложения по внесению изменений в нормативно-правовую базу лесного хозяйства

1. По упрощению процедур отвода лесосек непрямоугольной формы с ландшафтно-обусловленными границами

С целью упрощения процедур отвода лесосек с ландшафтно-обусловленными границами, а также различных типов неэксплуатационных участков внутри лесосек (включая ключевые местообитания редких и охраняемых видов живых организмов), установить минимально достаточные требования по обозначению их углов и границ. Для этого изложить пункт 24 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 1 августа 2011 г. № 337, или аналогичный ему пункт в разрабатываемых новых правилах, в следующей редакции:

«Угол лесосеки, к которому осуществляется ее привязка (от которого начинается обозначение границ лесосеки при ее отводе), обозначается на местности столбом диаметром не менее 12 см и высотой над землей 1,3 м. На столбе делается надпись с указанием номера квартала и выдела (выделов), формы рубки лесных насаждений (сплошная рубка, выборочная рубка), года, на который предусмотрена рубка, номера лесосеки и ее площади в гектарах. Остальные углы и границы лесосеки обозначаются на местности вешками или видимыми метками на деревьях (лентами, краской, затесками и др.), или проводятся по отчетливо видимым границам (просекам, минерализованным полосам, границам лесосек прошлых лет и др.). Границы неэксплуатационных участков в пределах лесосеки обозначаются аналогичным образом без установки столбов».

Поскольку указанный подход к обозначению границ лесосек прямо не противоречит действующей в настоящее время редакции Правил заготовки древесины, и его применению препятствуют лишь сложившиеся традиции, с целью его воплощения в жизнь необходимо направить в органы управления лесами субъектов РФ соответствующие обязательные для исполнения в рамках осуществления переданных лесных полномочий методические (инструктивные) материалы.

2. По отказу от сжигания порубочных остатков и применению других способов очистки лесосеки при проведении санитарных рубок

С целью исключения избыточного вредного воздействия сжигания порубочных остатков на биологическое разнообразие и почву, а также угроз жизни и здоровью людей в результате задымления поселений и объектов инфраструктуры, внести в разрабатываемые в настоящее время проекты Правил ликвидации очагов вредных организмов и новой редакции Правил санитарной безопасности в лесах пункты следующего содержания:

«В очагах вредных организмов, повреждающих (поражающих) древесину, порубочные остатки, способные служить субстратом для размножения этих организмов, подлежат обязательному сжиганию с соблюдением правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных в установленном лесным законодательством порядке, за исключением указанных ниже случаев.

В случае, если санитарно-оздоровительные мероприятия проводятся после затухания очага вредных организмов, повреждающих (поражающих) древесину, могут использоваться способы утилизации порубочных остатков, не связанные с их сжиганием.

В полосах шириной 1 километр, примыкающих к границам населенных пунктов, дачных участков, шоссейных и железных дорог, а также в полосах шириной 5 километров, примыкающих к границам участков многоэтажной жилой застройки, сжигание порубочных остатков не производится».

Поскольку указанный подход к очистке лесосек сплошных санитарных рубок в части, касающейся проведения санитарно-оздоровительных мероприятий после затухания очагов вредных организмов, прямо не противоречит действующей в настоящее время редакции Правил санитарной безопасности в лесах, и его применению препятствуют лишь сложившиеся традиции, с целью его воплощения в жизнь необходимо направить в органы управления лесами субъектов РФ соответствующие обязательные для исполнения в рамках осуществления переданных лесных полномочий методические (инструктивные) материалы.

 http://www.forestforum.ru/