РИА Новости приводит слова специального представителя Президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта С.Б.Иванова, сказанные на слете юных экологов Российского движения школьников, прошедшем 12 ноября 2016 года в Мытищинском районе Московской области (ссылка):
«Надо обязательно заниматься лесовосстановлением. То есть, если ты вырубил большую делянку, то посади после себя маленькие елочки и через 50 лет это будет такой же лес как и был. Это не так трудно и, кстати, в законах это прописано, что лесозаготовитель обязан это делать. Вы, кстати, можете следить за этим, делают они это или нет. У меня подозрение, что далеко не всегда делают».
Что в этих словах одного из главных российских руководителей. отвечающих за охрану природы, не так?
В них есть как минимум три ошибки или важных неточности.
Самая главная очень характерна для многих наших крупных руководителей, рассуждающих о лесах — как имеющих отношение к лесному хозяйству, так и не имеющих: «посади после себя маленькие елочки, и через 50 лет это будет такой же лес как и был». На самом деле, то, каким будет лес через полвека после рубки или пожара, в первую очередь зависит не от посадки маленьких елочек (или сосенок, или чего бы то ни было еще), а от того, каким будет уход за высаженным или естественным образом возобновившимся лесом в первые несколько десятилетий. Если будет своевременный и добросовестный уход (два-три приема за время развития молодого леса, в редких случаях один) — действительно, к пятидесяти годам вырастет здоровый, красивый и производительный средневозрастный древостой. Даже если посадки «маленьких елочек» после рубки или пожара не было, вполне приличный древостой можно сформировать одним уходом из того, чем вырубки и гари зарастают естественным образом. А вот если ухода не будет — то никакие посадки в подавляющем большинстве случаев результата не принесут, и вырастет на месте рубки или гари то же самое, что выросло бы без всякой посадки (чаще всего — загущенный березняк или осинник, в зависимости от условий).
Вторая ошибка или неточность — это «подозрение, что далеко не всегда делают». На самом деле — не просто далеко, а очень-очень далеко. Даже по официальной статистике, на искусственное лесовосстановление (посадку «маленьких елочек» и других лесных деревьев) приходится лишь пятая часть от всего лесовосстановления в нашей стране, и эта ситуация принципиально не меняется в течение уже многих десятилетий. «Доля лесных культур в общем объеме лесовосстановления на землях лесного фонда (такой показатель есть в Единой межведомственной информационно-статистической системе — ЕМИСС) составила в России в 2013 году — это последние опубликованные данные — 21,2% (ссылка).
Третья ошибка или неточность — что «в законах прописано, что лесозаготовитель обязан это делать». В действующем российском законодательстве не прописано ни то, что лесозаготовитель обязан сажать лес, ни то, что он как-либо отвечает за результаты лесовосстановления. По действующему законодательству лесопользователь обязан осуществлять лесовосстанолвение — а уж как и в каком объеме, это вопрос договорных отношений. В случае с арендой, например, сколько и чего сажать после рубок, и сажать ли вообще, определяется договором аренды и проектом освоения лесов, причем часто совершенно по-разному в отношении разных арендаторов.