Письмо Гринпис в Генеральную прокуратуру о непринятии ГУ МЧС по Ленинградской области должных мер по тушению торфяного пожара вблизи пгт Назия

8 мая 2016 года противопожарная группа Гринпис России в Санкт-Петербурге обнаружила на брошенном торфяном месторождении вблизи поселка городского типа Назия Кировского района Ленинградской области две крупные группы очагов тления торфа, возникших от весеннего пала сухой травы. Добровольцы Гринпис провели полную разведку этого пожара и своими силами ликвидировали часть очагов (наиболее удаленных от дорог и труднодоступных), передали всю информацию в местную пожарную часть и в ЦУКС Ленинградской области — но за прошедший месяц добиться принятия должных мер по тушению этого пожара от МЧС не удалось. В дни приезда добровольцев и сотрудников Гринпис на торфяник пожарные реагировали на сообщения о пожаре, выезжали и добросовестно тушили то, что могли потушить малыми силами за день работы — но после отъезда противопожарной группы Гринпис работу по тушению прекращали, в результате чего пожар продолжал разрастаться.

Сейчас пожар разросся настолько, что малыми силами местной пожарной части справиться с ним уже вряд ли получится. При этом существование пожара официально не признается, в сводках ЧС и иных сообщениях на сайте ГУ МЧС по Ленинградской области информация о нем отсутствует. Надежды на то, что отношение ГУ МЧС по Ленинградской области к этому пожару само собой вдруг изменится, нет практически никакой. В связи с этим Гринпис обратился в Генеральную прокуратуру с просьбой о принуждении ГУ МЧС по Ленинградской области к организации тушения данного торфяного пожара, и планирует принять еще ряд мер, чтобы добиться этого результата.

Ниже приводятся текст письма, а также фотографии с пожара, сделанные 6 июня 2016 года.

№ 16 / 425 от 07.06.2016

Генеральному прокурору Российской Федерации Чайке Ю.Я.

О непринятии Главным управлением МЧС России по Ленинградской области должных мер по организации тушения торфяного пожара в Кировском районе вблизи пгт Назия

Уважаемый Юрий Яковлевич!

В Кировском районе Ленинградской области к югу от поселка городского типа Назия располагается крупнейшее брошенное торфяное месторождение региона (бывшее торфопредприятие «Назия») общей площадью 21 тыс. га. Размеры и расположение этого торфяника в сочетании с очень большими остаточными запасами торфа обуславливают чрезвычайную опасность задымления Санкт-Петербурга и самых густонаселенных районов Ленинградской области в случае развития крупных торфяных пожаров. В связи с этим добровольцы Гринпис на протяжении нескольких лет осуществляют мониторинг пожаров на этой территории, информируют о найденных пожарах уполномоченные органы государственной власти, а также сами тушат часть пожаров на ранних стадиях их развития. Все обнаруженные в последние годы торфяные пожары на этой территории возникали от весенних палов сухой травы.

8 мая 2016 года противопожарная группа Гринпис обследовала участки этого торфяника, на которых в предыдущие два дня системой дистанционного мониторинга пожаров FIRNS были выявлены температурные аномалии (термоточки), весной обычно соответствующие крупным палам сухой травы. В ходе обследования были обнаружены следы двух крупных травяных палов, и две группы очагов тления торфа, возникших в результате этих палов. Информация об обнаруженных очагах тления торфа (торфяных пожарах) была незамедлительно передана в пожарную часть 129 пгт Назия и в ЦУКС Ленинградской области. В этот день добровольцами Гринпис на данном торфянике были ликвидированы 16 очагов тления торфа, и еще 10 были ликвидированы силами пожарной охраны. После первого дня работы на торфянике осталось несколько десятков непотушенных очагов тления торфа.

22 мая 2016 года противопожарная группа Гринпис вновь обследовала часть торфяника, на которой были обнаружены очаги тления торфа 8 мая. Повторное обследование показало, что основная часть очагов тления, сохранившихся после 8 мая, продолжала действовать, а в период между 8 и 22 мая их никто не тушил. Информация о действующих очагах тления была вновь передана в пожарную часть 129 пгт Назия и в ЦУКС Ленинградской области. После сообщения Гринпис пожарные из ПЧ 129 вновь выехали на торфяник для тушения очагов торфа, и потушила небольшую часть ближайших к дороге очагов (в то время как добровольцы Гринпис тушили наиболее удаленные и труднодоступные). Поскольку к этому времени размеры торфяного пожара существенно увеличились, ликвидировать удалось лишь часть действовавших очагов.

6 июня 2016 года группа экспертов Гринпис еще раз обследовала горящие участки торфяника, и обнаружила, что торфяной пожар продолжает действовать, суммарная площадь очагов тления уже превысила 200 квадратных метров, глубина прогарания достигла нескольких десятков сантимеров (что делает пожар неуязвимым для атмосферных осадков), и при этом следы тушения в период после 22 мая 2016 года отсутствуют. После сообщения о продолжающемся пожаре по телефону 112 на торфяник прибыла пожарная машина из пожарной части 129 пгт Назия, а через два часа — еще одна. Однако, имеющимися силами ПЧ 129 за один день потушить многоочаговый торфяной пожар такой площади в принципе невозможно — на данном этапе требуется или организация постоянного тушения местными силами в течение длительного времени (как минимум нескольких дней), или привлечение более мощной группировки сил пожарной охраны из других поселений или районов Ленинградской области.

В последующих сводках чрезвычайных ситуаций (за 7 и 8 июня 2016 года), а также в иных сообщениях о пожарах в Ленинградской области, размещаемых на сайте ГУ МЧС по Ленинградской области, никаких сообщений о торфяном пожаре в Кировском районе и о работе по его тушению не появилось. Это позволяет предположить, что сейчас, как и в предыдущие разы, ни постоянная работа по тушению торфяного пожара до достижения результата (ликвидации пожара), ни привлечение необходимых дополнительных сил из других пожарных частей, организованы не будут.

Таким образом, непринятие уполномоченными органами государственной власти (в частности, ГУ МЧС по Ленинградской области) должных мер по тушению торфяного пожара на осушенном торфянике вблизи пгт Назия Кировского района Ленинградской области в период с 8 мая по утро 6 июня включительно привело к тому, что очаги тления торфа, возникшие от пала сухой травы, превратились в крупный многоочаговый торфяной пожар, тушение которого теперь неизбежно потребует привлечения больших сил пожарной охраны, и многих дней работы.

Отсутствие информации о действующем торфяном пожаре и о принимаемых мерах по его тушению в сводках ЧС и происшествий и иных сообщениях о пожарах ГУ МЧС по Ленинградской области вызывает опасения, что и в дальнейшем достаточные меры по ликвидации пожара приняты не будут. Это создает угрозу развития катастрофического торфяного пожара (в случае засушливого лета) с возможным задымлением густонаселенных районов Ленинградской области и Санкт-Петербурга, что может создать угрозу здоровью и жизни людей.

В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» (статья 4), организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ является одной из основных задач государственной противопожарной службы, к которой относится федеральная противопожарная служба.

В соответствии со статьей 18 указанного федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относится организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей).

Таким образом, органы государственной противопожарной службы субъектов РФ обязаны тушить пожары на всех природных территориях (кроме лесных пожаров), включая торфяные пожары, расположенные не на землях лесного фонда.

МЧС России со всеми субъектами Российской Федерации в соответствии со статьей 26.8 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» заключены соглашения о передаче друг другу части своих полномочий, касающихся решения вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах.

Соглашение между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Правительством Ленинградской области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий утверждено распоряжением Правительства РФ от 29.04.2011 № 752-р.

Согласно указанному соглашению (статья 2):

1. В целях выполнения настоящего Соглашения Правительство Ленинградской области передает, а МЧС России принимает следующие полномочия, реализуемые за счет средств бюджета Ленинградской области, по решению вопросов:

1.2. Организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы на территории Ленинградской области (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей).

2. Реализацию передаваемых Правительством Ленинградской области полномочий на территории Ленинградской области от имени МЧС России осуществляет Главное управление МЧС России по Ленинградской области (http://www.mchs.gov.ru/upload/site1/doc … TBGfQX.pdf) .

Таким образом, Главное управление МЧС России по Ленинградской области обязано организовывать на территории республики тушение всех торфяных пожаров вне земель лесного фонда.

Большинство торфяных пожаров в Кировском районе в районе пос. Назия действуют вне земель лесного фонда (на землях запаса, землях населенных пунктов, землях промышленности).

Таким образом, Главное управление МЧС России по Ленинградской области обязано организовывать тушение торфяных пожаров в Кировском районе вблизи пгт Назия.

В соответствии с п.3. статьи 1 указанного Соглашения стороны несут ответственность за невыполнение либо ненадлежащее выполнение обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, в соответствии с законодательством.

Таким образом, бездействие Главного управления МЧС России по Ленинградской области, выразившееся в непринятии мер и не выделении достаточных сил для тушения торфяных пожаров вне земель лесного фонда в Кировском районе Ленинградской области, является нарушением требований Федерального закона «О пожарной безопасности», Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также Соглашения между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Правительством Республики Бурятия о передаче друг другу осуществления части своих полномочий.

Информация о торфяных пожарах в Кировском районе, их угрозе здоровью населения, отсутствует на официальном сайте Главного управления МЧС России по Ленинградской области, что также является нарушением законодательства Российской Федерации и конституционного права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Более того, представители Главного управления МЧС России по Ленинградской области представляли СМИ ложную информацию об отсутствии очагов горения торфа в районе пос. Назия.

Так, 27 мая «Новая газета» попросила прокомментировать ситуацию в Назии заместителя начальника управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ ГУ МЧС России по Ленинградской области Валерия Леоненкова. «Ситуации в Назии никакой нет — там вообще ничего нет, — сказал он. — Гринпис обнаружила задымление торфа, мы выезжали. Работала пожарная часть, пожар был ликвидирован. Сейчас Гринпис повторно поднимает вопрос и вызывает МЧС. На самом деле там ничего не горит, я отслеживаю ситуацию» (http://novayagazeta.spb.ru/articles/10376/).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 в действующей редакции, МЧС России организует: … информирование населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты.

Таким образом, Главное управление МЧС России по Ленинградской области обязано распространять информацию о торфяных пожарах, угрожающих здоровью жителей.

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (статья 6) сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, Главное управление МЧС России по Ленинградской области не распространив своевременно информацию о торфяных пожарах, угрожающих здоровью жителей Кабанского района, нарушило требования Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (статья 237, часть 1) сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией -наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Таким образом, в действии должностных лиц, ответственных за распространение информации о пожарах в Ленинградской области, содержатся признаки преступлений, предусмотренные статьей 237 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В связи с изложенным убедительно просим принять меры по принуждению должностных лиц ГУ МЧС по Ленинградской области и органов государственной власти Ленинградской области к организации тушения торфяного пожара на брошенном торфяном месторождении вблизи ПГТ Назия, и по недопущению развития крупномасштабной чрезвычайной ситуации, а также по проверке изложенных выше фактов и по привлечению виновных к установленной ответственности.

Дополнительная информация о развитии данного пожара размещена здесь:

viewtopic.php?f=26&t=19619

viewtopic.php?t=19557

viewtopic.php?f=9&t=19503

С уважением,

Руководитель лесного отдела Ярошенко А.Ю.

http://www.forestforum.ru/