С 1 марта 2017 года в связи с вступлением в силу пункта 4 статьи 1 федерального закона от 23 июня 2016 года № 218-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений», изменились требования федерального законодательства в части зонирования лесов по способам их охраны от пожаров. Теперь эта тема регулируется двумя документами:
во-первых, статьей 51 Лесного кодекса РФ в новой редакции, согласно которой «В зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование). … Лесопожарное зонирование устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти»;
во-вторых, пунктом 5.1 Правил тушения лесных пожаров, согласно которому «Зоны контроля лесных пожаров устанавливаются органами исполнительной власти в пределах полномочий по организации работ по тушению лесных пожаров, установленных статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации … в зоне осуществления лесоавиационных работ в лесах, расположенных на труднодоступных и удаленных территориях».
Согласно постановлению Правительства РФ от 24 ноября 2016 г. № 1237, с 1 марта 2017 года полномочия по установлению лесопожарного зонирования возложены на Федеральное агентство лесного хозяйства. При этом в новой редакции Лесного кодекса по-прежнему ничего не говорится про выделение зон контроля лесных пожаров, в явном виде это выделение не включено в понятие «лесопожарное зонирование», а Правила тушения лесных пожаров остались неизменными — соответственно, и полномочия по установлению «зон контроля» пока остаются за субъектами РФ. Случаев установления зон контроля лесных пожаров после вступления в силу вышеуказанных изменений Лесного кодекса пока не отмечено, но за неделю до вступления их в силу новые границы зон контроля были установлены, например, в Архангельской области (ссылка).
Как это все будет работать дальше — пока непонятно. Строго говоря, даже существовавшая в прошлом году практика выделения зон контроля лесных пожаров была весьма сомнительной. Правилами тушения лесных пожаров предусматривается установление зон контроля «в зоне осуществления лесоавиационных работ в лесах, расположенных на труднодоступных и удаленных территориях». А приказ Рослесхоза от 9 июля 2009 г. № 290 включает наиболее труднодоступные и удаленные территории в отдельную зону — «космического мониторинга 2-го уровня», не входящую в зону осуществления авиационных работ по охране лесов. Вот так это выглядит в действующей редакции приказа:
Новая редакция статьи 51 совершенно однозначно предусматривает выделение зон охраны лесов от пожаров с использованием наземных, авиационных или космических средств. Космических средств тушения лесных пожаров пока не существует, есть только космические средства мониторинга пожаров. Соответственно, логично предположить, что к зоне охраны лесов с использованием космических средств должны относиться те леса, где основные усилия должны быть направлены на мониторинг пожаров, и где пожары предполагается (или допускается) не тушить. Но не тушить пожары по действующему законодательству (согласно пункту 5.1 Правил тушения лесных пожаров) можно только в зонах контроля лесных пожаров, а эти зоны контроля могут выделяться только в зоне осуществления лесоавиационных работ в лесах.
Остается непонятным, чего именно хотели добиться законодатели, внося такие мутные и двусмысленные поправки, касающиеся лесопожарного зонирования, в Лесной кодекс.
http://www.forestforum.ru/