Официально опубликован новый федеральный государственный образовательный стандарт для магистратуры по направлению подготовки «Лесное дело», утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17 июля 2017 года № 667. Важной особенностью нового стандарта является то, что он не требует в сколько-нибудь явном виде получения магистрантами специальных лесных знаний. Косвенные требования, конечно, есть — согласно стандарту, выпускники должны иметь способность осуществлять профессиональную деятельность в сфере лесного хозяйства (планирования и осуществления мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, их использования и т.д.) — но какие конкретно знания и навыки они должны для этого получить, из стандарта не ясно. «Универсальные компетенци», которые должна давать программа образования по этому стандарту, в приведенных формулировках актуальны практически для любых образовательных программ выше начальной школы. Новый образовательный стандарт устанавливает, что профессиональные компетенции, устанавливаемые программой магистратуры, должны формироваться на уровне профессиональных стандартов — но в приложении дается только один такой профстандарт («Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»).
Таким образом, по новому стандарту выпускники магистратуры по направлению подготовки «Лесное дело» могут и не обладать какими-нибудь специальными лесными знаниями, или обладать ими в минимальном объеме. Конечно, стандарт не будет препятстствовать подготовке хороших специалистов в хороших лесных ВУЗах — но вряд ли он заставит посредственные ВУЗы подтянуть подготовку своих выпускников до минимально приемлемого уровня. В рамках такого образовательного стандарта высшее лесное образование сможет беспрепятственно деградировать практически до нулевого уровня.
Впрочем, образовательные стандарты — это далеко не самое главное, от чего зависит реальное качество подготовки лесных специалистов в российских ВУЗах. Отсутствие у потенциальных специалистов интереса к работе в умирающей отрасли, нехватку опытных преподавателей, оторванность программ подготовки от практики и современности, разруху в учебно-опытных лесхозах и многие другие проблемы лесного образования невозможно ни исправить, ни сколько-нибудь существенно усугубить стандартами и прочими формальными бумажками. Не факт, что новый стандарт вообще как-нибудь повлияет на систему лесного образования.