Опубликован отчет Счетной палаты о проверке эффективности расходования бюджетных средств на лесоустройство в 2014-2019 годах, и эффективности проведенных за счет этих средств работ. Проверка проводилась в 2020 году, проверяли работу Рослесхоза, Рослесинфорга, и органов управления лесами пяти субъектов РФ: Бурятии, Карелии, Ивановской и Иркутской областей, и Ханты-Мансийского АО. По Иркутской области проверка проводилась камерально. Ссылка:
Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка эффективности организации работ и расходования средств на проведение лесоустройства, выделенных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных источников в 2015–2019 годах»
Проверка выявила вполне известные всем специалистам лесной отрасли обстоятельства: актуальная информация о лесах (материалы лесоустройства с не истекшим сроком давности) есть только по 15,6% их общей площади, финансовые нарушения имеют массовый характер — при общем объеме финансового обеспечения за пять лет 6,3 млрд. руб., объем выявленных нарушений составил 0,93 млрд. руб., и т.д. В Дальневосточном федеральном округе доля лесов, по которым есть актуальные данные лесоустройства, и вовсе составляет около трех процентов.
По данным Счетной палаты, расходы на лесоустройство в последние годы растут, но в основном за счет арендаторов на таксацию уже переданных в аренду лесов. С 2015 по 2019 год расходы на таксацию лесов увеличились в целом на 56,7%, а за счет средств арендаторов – в 3,3 раза. Несмотря на рост расходов, доля лесов, по которым есть актуальные материалы лесоустройства, увеличивается незначительно — с минимального значения в 14,7% в 2016 году до 15,6% в 2019 году.
Некоторые интересные цитаты из отчета:
«Рослесхоз не обладает инструментами, позволяющими получать достоверную информацию о состоянии изученности лесов в Российской Федерации (ведение форм отчетности о лесоустройстве, проведенном на землях обороны и безопасности, особо охраняемых природных территориях, населенных пунктов, на которых расположены леса, а также сводной информации о лесоустройстве на землях лесного фонда не предусмотрено)«;
«действующим законодательством не установлены требования к … ответственности (административной, имущественной) за недостоверность данных таксации (например, неправильное определение преобладающей древесной породы, запаса древесины, неправильное назначение интенсивности рубок ухода за лесом), что создает риски занижения ставок арендной платы, необоснованного увеличения объемов рубок, уменьшения объемов выполняемых мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, а также риски коррупционных проявлений«;
«проектирование категорий лесов отнесено к федеральным полномочиям, которые, как установлено в ходе проверки, фактически Рослесхозом не осуществляются«;
«субъектами Российской Федерации в условиях дефицита бюджетов применяются наименее затратные способы таксации (например, способ дешифрирования снимков по третьему разряду, актуализация) и соответственно имеющие невысокое качество в сравнении с другими способами (например, глазомерный)«;
«неурегулированным остается вопрос организации технологического единообразия проведения лесоустроительных работ и создания единой информационной системы в целях аккумулирования информации по лесоустройству в Российской Федерации«.
По итогам проверки Счетная палата предлагает:
• обеспечить автоматизированный сбор материалов лесоустройства, данных об объемах и финансировании лесоустроительных работ;
• перейти к единому перспективному планированию лесоустроительных работ с учетом определения зон интенсивного использования лесов;
• разработать требования к предоставлению лесного участка в аренду для заготовки древесины и ввести на этих участках финансирование лесоустроительных работ за счет средств арендаторов;
• привести Лесоустроительную инструкцию 2018 года в соответствие с положениями Лесного кодекса в части критериев отнесения лесов к категориям защитности;
• разработать критерии и порядок определения зон интенсивного использования лесов в Российской Федерации.
Любимая идея Рослесхоза — о возврате полномочий по проведению лесоустройства на федеральный уровень — в предложениях Счетной палаты отсутствует.
Пока непонятно, будут ли сделаны какие-либо оргвыводы по результатам этой проверки — в прошлом материалы Счетной палаты по лесной тематике обычно игнорировались. Но, как говорится, вода камень точит — информации о тотальном беспорядке в сфере лесоустройства становится все больше, рано или поздно проблема выйдет за рамки лесной отрасли и правительству придется как-то ее решать (решать реально, а значит — не полагаясь на Рослесхоз и Рослесинфорг).
Аналогичная проверка необходима и по остальным видам лесоучетных и смежных работ, в том числе по проведению государственной инвентаризации лесов, ведению государственного лесного реестра и обобщению его данных, работам по постановке границ лесничеств на государственный кадастровый учет, по ведению государственного лесопатологического мониторинга и государственного мониторинга воспроизводства лесов.