Обращение к Президенту и субъектам права законодательной инициативы по поводу лесов на бывших сельхозземлях

 

Гринпис начал сбор подписей под обращением к Президенту России и иным субъектам права законодательной инициативы о ситуации с лесами на землях сельскохозяйственного назначения. В обращении говорится, что этим лесам необходимо придать ясный правовой статус, а собственникам бывших сельхозземель — право выращивать на своих землях лес и вести в нем полноценное лесное хозяйство. Суть проблемы и предлагаемые меры по ее решению приводятся в самом обращении (см. ниже). Подписать обращение можно здесь:

У людей должно появиться право выращивать лес на своей земле!

Текст обращения:

Президенту Российской Федерации Путину В.В.

Субъектам права законодательной инициативы

Уважаемый Владимир Владимирович!

Одной из важнейших лесных проблем России является отсутствие ясного правового статуса у лесов, растущих на землях сельскохозяйственного назначения. Они составляют одну десятую часть российских лесов, причем самую близкую к людям, самую важную для поддержания благоприятной для человека окружающей среды, и самую перспективную для интенсивного лесоводства, в том числе:

примерно 40 млн. га бывших колхозных и совхозных лесов, чаще всего имеющих спорный (неопределенный, двойной) статус;

по меньшей мере 60 млн. га лесов, образовавшихся или образующихся на заброшенных сельхозземлях, не имеющих вообще никакого статуса.

1 сентября 2013 года Правительству России было дано президентское поручение Пр-2039, п.1.б — обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих установление особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, не относящихся к землям лесного фонда. Это поручение до сих пор остается фактически невыполненным. В декабре 2018 года в Лесной кодекс РФ была внесена новая статья 123 — «Леса на землях сельскохозяйственного назначения», но предусмотренный этой статьей нормативный правовой акт по этим лесам правительством так и не утвержден, в результате чего статья не работает. Кроме того, статья 78 Земельного кодекса РФ до сих пор запрещает выращивать и содержать лес на сельхозземлях, постановление Правительства РФ от 23 апреля 2012 года № 369 рассматривает его наличие даже на части земельного участка как признак неиспользования земель по целевому назначению, а статьями 8.7 и 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях за это предусматриваются огромные по меркам сельских районов России штрафы (до 700 тысяч рублей для юридических лиц). Статьей 6 федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусматривается принудительное изъятие таких земельных участков. За время действия этого поручения наказаниям за наличие или выращивание леса на выбывших из использования сельхозземлях были подвергнуты несколько десятков тысяч собственников земельных участков.

Угроза крупных штрафов и изъятия земельных участков не только не позволяет людям выращивать лес на своей земле, но и мотивирует к уничтожению естественно выросших деревьев. Самым простым и дешевым способом уничтожения является выжигание, в результате которого огонь часто переходит на официальные леса, торфяники, объекты инфраструктуры и поселения.

При этом, даже по оптимистическим оценкам Минсельхоза России, вернуть в сельскохозяйственный оборот до 2024 года можно около 4,8 млн. га неиспользуемых земель сельхозназначения (из которых не все представляют собой лес или пригодные для него площади). Скорее всего, эта оценка завышена, и, кроме того, неудобные или истощенные земли продолжают забрасываться — многое из того, что расчищалось и осваивалось для сельского хозяйства в течение прошлых столетий, для современного сельского хозяйства не подходит, особенно в Нечерноземье. Это значит, что основная часть заброшенных и зарастающих лесом бывших сельхозземель уже никогда не будет использоваться по прежнему назначению. Останутся они просто пустошами, или будут вовлечены в продуктивное лесовыращивание и станут реальным ресурсом для сельского развития — зависит в первую очередь от того, каким будет их правовой статус.

Ресурс этот очень велик и важен. Поскольку исторически для сельского хозяйства, особенно в зонах рискованного земледелия, расчищались относительно лучшие лесные земли — продуктивность лесов на заброшенных сельхозземлях существенно выше, чем в среднем по землям лесного фонда. Оценочно, на эти леса приходится 25-30% от потенциального прироста древесины во всех российских лесах, пригодных для интенсивного лесного хозяйства. Кроме того, эти леса в среднем более доступны, более пригодны для механизированного лесного хозяйства, и находятся в районах, лучше обеспеченных трудовыми ресурсами. В случае эффективного использования заброшенных сельскохозяйственных земель для лесного хозяйства, в долгосрочной перспективе они могут обеспечить ежегодное выращивание до 300 миллионов кубометров древесины, и создание до ста тысяч новых рабочих мест в сельских районах Российской Федерации. Это, в свою очередь, позволит в значительной степени снять нагрузку с сохранившихся диких лесов, уменьшить количество таежных пожаров (которые в значительной степени связаны с пионерным освоением новых таежных территорий для заготовки древесины), и существенно увеличить способность российских лесов к поглощению углекислого газа.

Кроме того, установление ясного правового статуса у лесов на землях сельскохозяйственного назначения позволит существенно сократить простор для развития коррупции в сфере земельных отношений, уменьшить соответствующую нагрузку на сельхозпроизводителей, особенно в Нечерноземье, что также будет способствовать сельскому развитию.


В связи с этим просим Вас принять меры, направленные на:

1. Внесение в части 1 и 4 статьи 78 Земельного кодекса РФ изменений, допускающих использование земель сельскохозяйственного назначения для ведения лесного хозяйства (включая лесное фермерство, агролесоводство и плантационное лесовыращивание);

2. Утверждение Правительством РФ предусмотренных ч.2 ст. 123 Лесного кодекса РФ «Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения», допускающих существование этих лесов и ведение в них лесного хозяйства, и устанавливающих необходимые требования к этому хозяйству.

3. Внесение в постановление Правительства РФ от 23 апреля 2012 года № 369 изменений, допускающих существование на землях сельскохозяйственного назначения лесов, соответствующих требованиям статьи 123 Лесного кодекса РФ и вышеуказанным Особенностям.

4 (после выполнения пунктов 1, 2 и 3) обеспечение мер по поддержке лесовыращивания на землях сельскохозяйственного назначения (включая агролесоводство) в рамках национального проекта «Экология», государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», или иной специальной программы.

 

http://www.forestforum.ru/