Новая большая угроза Байкалу и окружающим его лесам: инициатива межфракционной депутатской группы «Байкал» по разрешению сплошных санрубок в водоохранной зоне озера

Межфракционная депутатская группа «Байкал» (состоящая из депутатов Государственной Думы) обратилась к Президенту РФ с письмом о необходимости «принятия экстренных мер по устранению последствий стихийных пожаров, произошедших на территории субъектов Байкальского региона в 2015 году». Главная «экстренная мера», которую предлагают депутаты, состоит в разрешении проведения в границах водоохранной зоны озера Байкал сплошных санитарных рубок. Остальные меры касаются выделения денег из федерального бюджета — в них нет ничего ни нового, ни оригинального, ни даже предосудительного; но нет и денег в федеральном бюджете даже на сохранение прошлогоднего уровня финансирования лесного хозяйства. Сообщение об этом письме с сайта межфракционной депутатской группы «Байкал» приводится в самом низу.

Для начала разберемся с остальными мерами. Нехватка денег на полноценное выполнение переданных субъектам РФ лесных полномочий предопределяется размером соответствующих субвенций, который определены на нынешний год федеральным законом от 14 декабря 2015 года № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год». Вот как голосовали за этот закон (тогда еще законопроект № 911755-6) в третьем чтении депутаты, подписавшие письмо: М.В.Слипенчук — «за», В.И.Афонский — «за», А.Б.Василенко — «за», И.Д.Кобзон — «за», Р.М.Марданшин — «за», В.В.Омельченко — «за», Л.А.Огуль — «за», С.А.Поддубный — «за», С.Ю.Тен — «за», П.С.Дорохин — «против», М.М.Заполев — «против», Л.И.Калашников — «против», В.Г.Поздняков — «против», В.А.Примачек — «против», А.Б.Курдюмов — «за», С.Г.Каргинов — «за», А.К.Луговой — «за», М.А.Шингаркин — «за», И.Д.Грачев — «против», А.Д.Крутов — «против», И.Э.Матханов — «против», Ф.С.Тумусов — «против» (ссылка).

Итого: тринадцать человек «за», и девять «против». Получается, что закон о федеральном бюджете, предопределивший в том числе многократное недофинансирование переданных субъектам РФ лесных полномочий (особенно сибирским и дальневосточным регионам), был поддержан большинством депутатов из группы «Байкал», теперь просящих у Президента о выделении дополнительных средств для охраны лесов. То есть финансовые пункты письма депутатов — это для большинства из них чистой воды фарисейство, лицемерная просьба об увеличении финансирования лесного хозяйства, за уменьшение которого они сами же проголосовали чуть больше четырех месяцев назад. Рассматривать всерьез такую просьбу не приходится; вряд ли ее всерьез воспримет и Путин. Таким образом, по сути депутатское письмо сводится к одному пункту — о разрешении сплошных санрубок в водоохранной зоне озера Байкал.

Разрешение сплошных санрубок в водоохранной зоне озера Байкал начисто лишено смысла с точки зрения сбережения и восстановления лесов этой уникальной природной территории, но при этом открывает широчайшие возможности для разнообразных злоупотреблений — от заготовки древесины в здоровых или слабо поврежденных лесах под видом ликвидации последствий ЧС до расчисток земельных участков под разнообразные не связанные с лесом нужды.

Неправильно тратить огромные силы и средства на ликвидации последствий чрезвычайной ситуации (прошлогодних катастрофических лесных пожаров на Байкале), пока сохраняются условия для ее повторения. При нынешнем уровне пожарной опасности в лесах Байкальской природной территории (к тому же растущем с течением времени), и при нынешней совершенно неудовлетворительной охране этих лесов от огня (к тому же ухудшающейся с течением времени) необходимо все силы бросить не на восстановление погоревших лесов, а на сохранение тех, которые пока живы. В дикой тайге, которая все еще преобладает вокруг Байкала, пострадавшие от огня леса рано или поздно восстанавливаются сами — расчищая их и сажая новый лес, человек лишь немного ускоряет этот процесс (и то только при качественной и умелой работе). А вот потерять оставшееся при таком отношении государства к охране лесов можно очень даже легко. Достаточно, например, оставшимися силами работников леса просто выполнить заложенные в региональных лесных планах показатели по «контролируемому» выжиганию сухой травы на землях лесного фонда — и при сухом начале пожароопасного сезона повторение такой катастрофы, как в 2015 году, станет практически неизбежным. В Иркутской области это поняли, и отказались от весеннего выжигания; а в Бурятии — по-прежнему собираются выжечь сухие материалы на площади в четверть миллиона гектаров. Если даже это не приведет к повторению катастрофы в нынешнем году (если повезет с погодой) — то приведет через год, два, три, но приведет точно. Помимо этого, сил на охрану лесов от пожаров у всех байкальских регионов остается все меньше и меньше (в первую очередь из-за недофинансирования переданных им лесных полномочий) — а это само по себе серьезно повышает риск повторения пожарной катастрофы.

В общем, сейчас надо практически все силы и средства государства тратить не на то, чтобы расчистить сгоревшие участки и восстановить на них лес, а на то, чтобы не дать сгореть новым. В условиях сильно ограниченного бюджета чем больше сил, денег и времени специалистов будет потрачено на сплошные санрубки — тем меньше их останется на охрану лесов. Если же в рубку отдавать относительно малоповрежденные участки с такими запасами деловой древесины, которые могут окупить затраты на рубку и восстановление леса — это лишь увеличит потери сохранившихся в водоохранной зоне Байкала жизнеспособных лесов.

В тех же случаях, когда необходима расчистка погибших участков леса для обеспечения безопасности (например, в окрестностях поселений, дорог и иных объектов инфраструктуры) — действующее законодательство и так позволяет эту расчистку провести. Во-первых, в КоАП РФ и в УК РФ есть статьи, которые определяют, что действия, совершенные в условиях крайней необходимости, не являются административными правонарушениями или преступлениями (ст. 2.7 КоАП РФ и ст. 39 УК РФ). Таким образом, если сплошная санрубка нужна «для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред» (формулировка из ст. 2.7 КоАП РФ), она не является правонарушением.

Во-вторых, расчистка участка погибшего леса от мертвой древесины, если доля неликвидной и дровяной древесины превышает 90% от общего запаса насаждения, представляет собой не сплошную санрубку, а «очистку лесов от захламления» (пункт 115 Методического документа по обеспечению санитарной безопасности в лесах, утвержденного приказом Рослесхоза от 9 июня 2015 года № 182). Таким образом, именно погибшие насаждения, особенно через год-два после пожаров (а раньше на основной части площади, пройденной огнем, и не получится провести необходимые лесопатологические обследования), можно расчищать от завалов мертвой древесины и сейчас.

Получается, что для расчистки от мертвой древесины наиболее пострадавших от пожаров участков леса в границах водоохранной зоны озера Байкал там, где это действительно необходимо, правовые основания есть и сейчас. На то, чтобы проводить эти мероприятия за бюджетный счет в объемах, превышающий абсолютно необходимый минимум, у государства нет денег — точнее, денег очень мало, и их важнее потратить на охрану лесов от новых пожарных катастроф, чем на ликвидацию последствий старых. Если же просто разрешить проведение сплошных санрубок в водоохранной зоне Байкала, и проводить их так, чтобы на это не тратились бюджетные деньги — рубить придется сравнительно мало поврежденные, или даже вовсе не поврежденные, леса, и это лишь ухудшит состояние прибайкальских лесов.

С учетом всего этого инициативу межфракционной депутатской группы «Байкал» следует признать однозначно вредной и чрезвычайно опасной для Байкальской природной территории. Природоохранным организациям и тем, кому небезразлична судьба Байкала, нужно приложить максимум усилий к тому, чтобы эта инициатива осталась нереализованной, и предлагаемые депутатами поправки в законодательство не прошли.

Ниже приводится сообщение с сайта межфракционной депутатской группы «Байкал» (ссылка).

Письмо Президенту РФ в связи с необходимостью устранения последствий лесных пожаров в Байкальском регионе

14 апреля 2016

Депутаты Межфракционной депутатской группы «Байкал» обратились с письмом в адрес Президента РФ В.В. Путина в связи с необходимостью принятия экстренных мер по устранению последствий стихийных пожаров, произошедших на территории субъектов Байкальского региона в 2015 году.

Общая площадь территории, затронутой пожарами, составила около двух миллионов гектаров. Минимальные площади, на которых в 2016 году необходимо проводить работы по лесовосстановлению составляет около 200000 гектаров. На этих территориях создание лесных культур и уборка погибших деревьев без вмешательства человека не возможны.

Основным препятствием для своевременного проведения санитарнооздоровительных мероприятий является запрет на сплошные рубки в Центральной Экологической Зоне озера Байкал и в водоохранной зоне, установленные статьей 104 Лесного Кодекса Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона № 94-ФЗ от 1 мая 1999 года «Об охране озера Байкал».

Выражая консолидированное мнение депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представляющих интересы Байкальского региона и входящих в Межфракционную депутатскую группу «Байкал», депутаты обращаются Президенту РФ с просьбой дать поручение о подготовке специального подзаконного акта, направленного на устранение последствий лесных пожаров в Байкальском регионе в 2015 году, а также поручить Правительству Российской Федерации:

• Подготовить изменения в нормативно-правовые акты, необходимые для осуществления с 2016 года сплошных санитарных рубок лесных насаждений в границах водоохранной зоны озера Байкал;

• Выделить дополнительные средства в 2016 году субъектам Байкальского региона Российской Федерации (Республика Бурятия, Иркутская область и Забайкальский край) на закупку техники и противопожарного оборудования;

• Проработать вопрос принятия нормативов по выделению средств из федерального бюджета субъектам Российской Федерации для осуществления полномочий в области лесных отношений.

Свои подписи под письмом поставили:

от фракции Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:

М.В. Слипенчук, В.И. Афонский, А.Б. Василенко, И.Д. Кобзон, Р.М. Марданшин, В.В. Омельченко, Л.А. Огуль, С.А. Поддубный, С.Ю. Тен

от фракции Политической партии «Коммунистическая партия РФ»:

П.С. Дорохин, М.М. Заполев, Л.И. Калашников, В.Г. Поздняков, В.А. Примачек

от фракции Политической партии «Либерально-демократическая партия России»:

А.Б. Курдюмов, С.Г. Каргинов, А.К. Луговой, М.А. Шингаркин

от фракции Политической партии Справедливая Россия:

И.Д. Грачев, А.Д. Крутов, И.Э. Матханов, Ф.С. Тумусов

http://www.forestforum.ru/