Во время Петербургского лесопромышленного форума нашему корреспонденту удалось побеседовать с начальником отдела анализа данных ЕГАИС и учёта оборота древесины Управления информационных систем Рослесхоза Алексеем Бобрецовым. Тема разговора – борьба с нелегальным оборотом древесины.
По словам Алексея Александровича, пресечение нелегального оборота древесины остаётся одной из самых приоритетных задач для Федерального агентства лесного хозяйства.
В настоящее время законность происхождения древесины в России обеспечивается системой правоустанавливающих документов на заготовку древесины, отраслевой отчётности и контрольно-надзорными мероприятиями. Весь оборот законно заготовленной древесины от лесосеки до переработки или экспорта фиксируется в единой государственной автоматизированной информационной системе учёта древесины и сделок с ней.
ЛесЕГАИС введена в промышленную эксплуатацию с 30 декабря 2015 года и содержит полную базу данных разрешительных документов на заготовку древесины. В ней регистрируются все сделки с древесиной, а с 2017 года – и с пиломатериалами первичного лесопиления, а также содержатся сведения о поштучной маркировке древесины дуба, бука и ясеня при экспорте. К сведениям из ЛесЕГАИС имеют доступ все заинтересованные ведомства, перед которыми стоит задача по декриминализации лесной отрасли.
Интерес к сведениям, содержащимся в системе, постоянно растёт. Если по итогам 2015 года в системе было зарегистрировано 23 тыс. пользователей, то на сегодняшний день уже более 114 тыс. активных пользователей, и постоянно поступают заявки на предоставление доступа от заинтересованных организаций и ведомств.
В целях выявления и пресечения нелегального оборота древесины и контрабанды доступ к данной системе представлен сотрудникам правоохранительных и контролирующих органов: МВД, Таможни, Налоговой службы, Росприроднадзора.
В 2017 году в целях проработки новых дополнительных методов контроля за оборотом древесины Федеральное агентство лесного хозяйства реализовало на территории Иркутской области пилотный проект, показавший высокую эффективность и положительные результаты.
В рамках принятого регионального законодательства:
— были поставлены на учёт все пункты скупки, переработки и продажи древесины;
— была установлена ежемесячная отчётность о принятой, переработанной и отгруженной древесине от владельцев данных пунктов;
— использованы идентификационные карты с радиоэлектронными метками для подтверждения законности происхождения транспортируемых партий древесины.
Как результат пилотного проекта уже в 2018 году в Иркутской области:
— снизился объём незаконных рубок на 48,3%;
— в результате «выхода из тени» от предприятий лесопромышленного комплекса поступило в бюджет Иркутской области 10,3 млрд. рублей, что на 3,7 млрд. больше, чем в 2017 году.
В настоящее время Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание противодействию незаконному обороту древесины и работе федеральной системы ЛесЕГАИС.
На этот счёт были даны поручения председателем правительства Дмитрием Анатольевичем Медведевым и заместителем председателя правительства Алексеем Васильевичем Гордеевым. Кроме того, в Постановлении Совета Федерации говорится о необходимости закрепления на федеральном уровне специальных требований к пунктам приёма, хранения, переработки, отгрузки древесины, а также контроле за их деятельностью.
В рамках данных поручений и в целях развития положительных результатов Иркутского пилотного проекта Рослесхоз совместно с Минприроды разработал законопроект, обязывающий собственников древесины использовать при перевозке специальный защищённый от подделки электронный сопроводительный документ, в котором все значимые действия будут дополнительно фиксироваться геотегами, сохраняющими географические координаты и время. Например, при заполнении электронного сопроводительного документа при погрузке древесины на автотранспортное средство на лесосеке и в последующем при разгрузке на нижнем складе или при приёмке на деревообрабатывающем комбинате.
Причём оформление нового сопроводительного документа до завершения действия предыдущего в соответствии с положениями законопроекта не допускается.
Кроме того, очень важно, что сведения об электронном сопроводительном документе потребуется вносить в ЛесЕГАИС, где они будут храниться и доступны всем заинтересованным контролирующим и правоохранительным органам.
В любой момент времени государство будет знать, кто, сколько древесины и куда перевёз.
Введение такого защищённого от подделки электронного сопроводительного документа обеспечит прослеживаемость древесины:
— по брёвнам, хлыстам и пиломатериалам;
— по сортиментному и породному составу;
— по собственнику и переходу собственности;
— по местоположению – от лесосеки до места складирования древесины.
Также очень важно, что данный законопроект предусматривает регистрацию и учёт в ЛесЕГАИС всех мест складирования древесины, в том числе всех пунктов приёма, переработки и отгрузки древесины. По каждому из них в системе будет вестись учёт приёма древесины, списания в производство (переработка в виде распиловки, строгания, других видов деревопереработки), а также фиксация остатков на начало и конец отчётного периода.
В ЛесЕГАИС будет вестись реестр всех мест складирования древесины с указанием точного местоположения и собственников, хранящих в данном месте свою древесину. Таким образом, с появлением таких законодательных требований станет невозможно складировать древесину где попало: на полях, в придорожных полосах и иных местах. Государство будет знать, в каком месте и чья древесина складируется и откуда она была привезена.
Кроме того, по каждому месту складирования будет осуществляться балансовый учёт древесины, а именно:
— строгий учёт древесины с привязкой к электронному сопроводительному документу будет осуществляться при поступлении древесины на склад при её приёмке самим собственником древесины или его уполномоченным лицом. В системе ЛесЕГАИС будет обязательно фиксироваться статус о прибытии древесины в место её последующего складирования;
— списание в переработку, производство товарной продукции из древесины и отходы также будет сопровождаться записью в системе ЛесЕГАИС;
— отгрузка, продажа древесины, как оптовая, так и розничная, будет сопровождаться выдачей электронного сопроводительного документа на её транспортировку, в котором будут зафиксированы геоточки пунктов отправления и пунктов назначения;
— объёмы хранения древесины будут ежемесячно подтверждаться отчётами собственников древесины.
Отдельно хотелось бы сразу отметить, что за несоблюдение новых норм законодательства об учёте древесины будет установлена административная ответственность.
Данный законопроект уже прошёл общественное обсуждение и согласование с заинтересованными федеральными органами власти, дополнен полученными предложениями.
Но для того, чтобы работа лесных предприятий не была парализована новыми законодательными требованиями, функционал системы в настоящее время тестируется в четырёх субъектах Российской Федерации: Республике Коми, Кировской области, Красноярском и Пермском краях. В пилотных проектах участвуют представители как региональных государственных лесных ведомств, так и лесного бизнеса.
Для реализации мероприятий по тестированию новых законодательных предложений разработана специальная дорожная карта, и практически еженедельно мы с коллегами из регионов общаемся по видеоконференцсвязи, отрабатываем замечания по функционалу системы и собираем предложения по её доработке.
После введения законодательных норм в части введения защищённого электронного сопроводительного документа мы ожидаем, что будет установлен полный контроль за транспортировкой древесины.
От введения балансового учёта древесины по всем местам её складирования появится реальный баланс производства и потребления древесины по всем участникам оборота лесопродукции.
В целом эти меры позволят обеспечить прозрачность российского рынка лесопродукции.
Записал Сергей Кондратьев.