Михаил Крейндлин. О Сочинской декларации

 

12 января на официальном сайте Минприроды России опубликована так называемая «Сочинская декларация» — документ, принятый участниками международного форума «100 лет сохраняем природу», прошедшего 29-30 сентября 2017 года и посвященного столетию заповедной системы России. Ссылка:
Сочинская декларация

Не совсем понятно, что сподвигло руководство Минприроды опубликовать этот программный документ спустя 3,5 месяца, и что мешало сделать это раньше. Но в любом случае опубликование его — безусловно полезно и правильно.

Вот только действительность сильно отличается от того, что написано в декларации. Приведем несколько примеров.

В декларации написано: «Считаем недопустимым ослабление режима ООПТ и в целях сохранения уникального природного наследия России призываем не допускать внесения в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на ослабление установленного режима особой охраны и изменение формы собственности на природные ресурсы и земельные участки в границах ООПТ».

В форуме принимали участие Министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской, заместитель министра Мурад Керимов и многие другие ответственные сотрудники Минприроды. Это наводит на мысль, что они тоже разделяют эту позицию, изложенную в Сочинской декларации.

Тем не менее, Минприроды в октябре 2017 года внесло в Правительство РФ поправки в федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», позволяющие передавать в частную собственность земли государственных природных заповедников. Только после того, как Президенту России были переданы подписи 15000 граждан России, потребовавших не допустить приватизации заповедников, Минприроды изменило формулировку законопроекта (ссылка).

Минприроды вдвое сократило площадь особо охраняемой зоны Мещерского национального парка и разрешило в хозяйственной зоне парка строительство практически любых объектов собственниками и пользователями земельных участков. Только после того, как Гринпис подал заявление в Верховный суд, Минприроды опубликовало новый проект положения о парке, восстанавливающий площадь особо охраняемой зоны. А Верховный суд отменил разрешение строительства. При этом, Минприроды попыталось оспорить решение суда, но апелляционная коллегия Верховного суда оставила его в силе.

Минприроды согласовало изменение положения о государственном природном заказнике «Кургальский», разрешающее на его территории строительство любых линейных сооружений, легализовав строительство газопровода «Северный поток-2» без соблюдения достаточных для сохранения природных комплексов и объектов заказника мер предосторожности. В настоящее время Гринпис оспаривает это положение в Верховном суде (ссылка).

Минприроды также согласовало сокращение площади заказников «Соянский» и «Приморский» в Архангельской области и ликвидацию памятников природы в Ростовской области (это решение сейчас оспаривается в суде областной прокуратурой).

Совершенно непонятно, как эти действия Минприроды соотносятся с опубликованной декларацией.

Хочется надеяться, что в наступившем году Миприроды будет следовать принципам, заложенным в Сочинской декларации. Однако, пока реальных дел, подтверждающих это, не видно, а значит, мы вместе должны продолжать бороться за уникальные природные уголки России.

Сейчас еще продолжается государственная экологическая экспертиза проекта строительства газопровода «Северный поток-2». А значит, еще есть возможность повлиять на ее решение. Присоединяйтесь к почти 70000 граждан России, уже высказавшихся против строительства газопровода через Кургальский заказник:

Отправь письмо — сохрани Кургальский заказник!

и (или) направьте в Росприроднадзор свое мнение о недопустимости этого строительства:

Напишите в Росприроднадзор, чтобы сохранить Кургальский заказник

Отметим также, что опубликованный на сайте Минприроды России вариант Сочинской декларации существенно отличается от того, который обсуждался на форуме 29-30 сентября 2017 года — если не по смыслу, то, как минимум, по стилю и форме. Исходный вариант декларации содержал конкретные обращения к конкретным должностным лицам и органам государственной власти — Президенту РФ, Государственной Думе, Правительству РФ, Минприроды России и другим, и обращения были сформулированы вполне четко. Из опубликованного варианта конкретные адресаты исчезли, а характер многих формулировок стал скорее литературным, чем административно-юридическим. Смысл в целом остался, но документ стал значительно более мягким и «беззубым».

С первоначальным (черновым) вариантом Сочинской декларации можно ознакомиться здесь:

Верните Сочинскую декларацию!

Михаил Крейндлин, руководитель программы по особо охраняемым природным территориям Гринпис России

http://www.forestforum.ru/