Минприроды против кедра: как чиновники планируют «интенсифицировать лесное хозяйство» за счет ускоренной вырубки кедровых лесов

10 января 2017 года вступили в силу «Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации», разработанные в рамках Концепции интенсивного использования и воспроизводства лесов и утвержденные приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года № 474; одновременно утратили силу старые Правила заготовки древесины, действовавшие с 2011 года.

Одно из изменений, введенных новыми Правилами, состоит в радикальном смягчении ограничений на промышленную рубку кедровых лесов. Старыми правилами запрещалась рубка спелых и перестойных (по хозяйственным меркам) лесов с участием кедра в составе древостоя три единицы и более («единица в составе древостоя» — это одна десятая от общего запаса древесины в этом древостое; т.е. леса с участием кедра три единицы и более — это леса, доля кедра в которых превышает 25%). Новыми правилами запрещается рубка спелых и перестойных, опять же по хозяйственным меркам, лесов с участием кедра в составе древостоя пять единиц и более. Таким образом, после введения новых правил леса с долей кедра примерно от 25 до 44% в составе древостоя могут отводиться в обычные коммерческие рубки (рубки спелых и перестойных насаждений, или, по-старому, рубки главного пользования).

Поскольку кедров (кедровых сосен) у нас в России два — сибирский (сосна сибирская) и корейский (сосна корейская), и правовой статус у них разный, это изменение правил приведет к двум разным ситуациям.

В случае с кедровыми лесами, образованными сосной сибирской (это прежде всего регионы центральной и восточной Сибири — Томская, Новосибирская, Кемеровская, Иркутская области, республики Алтай, Тыва, Хакасия, Бурятия, Красноярский край, а также некоторые другие) объектом ускоренных коммерческих рубок может стать сам кедр. Спрос на его древесину в соседнем Китае очень велик, низкий курс рубля делает экспорт необработанной древесины и продуктов ее первичной переработки очень выгодным делом, поэтому рост заготовки и экспорта кедровой древесины может оказаться лавинообразным. Значительная доля кедровников (первые десятки процентов по площади) может подвергнуться разорительным рубкам за первые несколько лет действия новых Правил, если соответствующий пункт в них не будет отменен.

В случае с кедровыми лесами, образованными сосной корейской (это прежде всего Приморский край, в меньшей мере Еврейская автономная область и Хабаровский край), ситуация будет принципиально иной. Приказом Рослесхоза от 5 декабря 2011 г. № 513 сосна корейская (корейский кедр) включена в Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается; поэтому сам кедр, скорее всего, массово рубить не будут. Но корейский кедр является важным компонентом кедрово-широколиственных лесов, в состав которых входят, в числе прочего, монгольский дуб и манчжурский ясень — деревья, пользующиеся колоссальным спросом как у российских экспортно-ориентированных переработчиков, так и у китайских. Разрешение на рубку лесов с долей кедра в 3-4 единицы в составе древостоя легализует промышленную заготовку дуба и ясеня в этих лесах; кедр же, оставленный при таких рубках (обычно проводимых самыми варварскими методами), во многих случаях усохнет сам.

Кедр — и сибирский, и корейский — является важнейшим компонентом тайги в регионах своего произрастания. Кедровые орехи являются пищей для большого количества видов животных, основой пищевых цепей, ведущих в конечном итоге к таким ключевым видам, как соболь или тигр. Кедр играет очень большую роль в жизни местного населения, в том числе коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока — и как источник пищи и средств к существованию (кедровых орехов), и как важнейший элемент кормовой базы охотничьих животных. Наконец, для многих людей и народов кедр имеет большое духовное, религиозное значение. Варварские рубки кедра, имевшие место в прошлом и местами продолжающиеся сейчас, почти всегда вызывают острые конфликты между лесозаготовителями и местным населением; резкое усиление этих рубок неизбежно приведет к резкому росту социальной напряженности, особенно в условиях, когда для многих людей кедр является главным кормильцем.

Особо отметим, что леса с долей кедра в 3-4 единицы, которые теперь теряют свой охранный статус, крайне важны для сохранения популяции кедра в целом. В этих лесах кедр часто бывает более здоровым, развитым и долговечным, чем в чистых насаждениях, и менее подверженным воздействию болезней и вредителей. Урожайность кедра в таких условиях также бывает более высокой, чем в чистых кедровниках.

Как готовилось и принималось это нововведение
То, как в новых Правилах появилась новая редакция пункта про кедровые леса, позволяет предположить, что ее авторы руководствовались не столько общественными или государственными интересами, сколько своими личными, возможно — корыстными.

Проект новых Правил четырежды размещался на специализированном сайте для обсуждения проектов законов и нормативных правовых актов regulation.gov.ru:

— проект, вынесенный на общественное обсуждение;

— проект, доработанный по итогам общественного обсуждения;

— проект, вынесенный на независимую антикоррупционную экспертизу и процедуру оценки регулирующего воздействия;

— проект, доработанный по итогам независимой антикоррупционной экспертизы и результатам ОРВ.

Во всех этих четырех версиях проекта сохранялось традиционное ограничение на рубку кедровников: запрещалась проведение рубок спелых, перестойных лесных насаждений с участием кедра три единицы.

И лишь на самом последнем этапе, после общественного обсуждения, независимой антикоррупционной экспертизы и оценки регулирующего воздействия, в совершенно закрытом режиме, без консультаций с кем бы то ни было за пределами узкого круга разработчиков, в Правила была включена новая редакция этого пункта, допускающего ускоренную рубку кедровых лесов.

Получается, что лишь на самом последнем этапе, уже после всех процедур, связанных с подготовкой проекта, кто-то из отвечающих за него чиновников вдруг решил, что надо поменять норму, касающуюся кедра и допускающую массовую рубку кедровников. Почему он вдруг так решил уже после всех обсуждений и согласований, при которых этот вопрос даже не поднимался — пока остается неизвестным. Это вполне может объясняться неграмотностью, небрежностью, личным негативным отношением к кедру, да мало ли чем еще; но вполне может объясняться и тем, что кто-то сильно заинтересованный в резком наращивании экспорта кедровой древесины в Китай или в чем-нибудь подобном вдруг нашел способ заинтересовать и этого отвечающего за новые Правила чиновника. Такое в нашей действительности, к сожалению, бывает не так уж редко.

Старые требования к сохранению лесов с долей кедра в 3-4 единицы
Первые специальные меры всероссийского характера, направленные на сохранение кедровников, были приняты без малого шесть десятилетий назад. Распоряжением Совета министров РСФСР от 18 июля 1959 года № 4292-р «Об отнесении лесов к группам защитных полос» по инициативе Минсельхоза РСФСР, поддержанной Госпланом, были введены орехопромысловые зоны как категория лесов первой группы (в настоящее время защитных; эта категория (орехово-промысловые зоны) сохраняется до настоящего времени.

Лесным кодексом РСФСР 1978 года кедр был отнесен к ценным древесным породам (наряду с дубом, буком и другими); кодекс предписывал обеспечивать его «сохранность и своевременное воспроизводство».

Постановление Верховного совета СССР от 27 ноября 1989 года «О неотложных мерах экологического оздоровления страны» предписывало «начиная с 1 января 1991 года запретить перерубы расчетных лесосек и с 1990 года — вырубку кедра».

К кедровникам традиционно относились именно леса с долей кедра от трех единиц (в отдельных случаях — от двух или от четырех). Вот что по этому поводу говорилось в Лесоустроительной инструкции 1985 года:

«К кедровым относятся насаждения с долей участия в составе древостоев кедра сибирского или корейского:

— от 2 единиц и более — молодняки во всех группах и категориях защитности лесов;

— от 3 единиц и более — средневозрастные и приспевающие насаждения во всех группах и категориях защитности лесов; все спелые и перестойные насаждения в лесах орехопромысловых зон; спелые и перестойные насаждения, имеющие в составе более 5 единиц лиственных пород, во всех группах и категориях защитности лесов;

— от 4 единиц и более — все другие спелые и перестойные насаждения, кроме указанных выше».

А вот требования Лесоустроительной инструкции 1994 года:

«Во всех группах и категориях защитности лесов к кедровым относятся насаждения с долей участия в составе древостоев кедра сибирского или корейского от 3 единиц и более, независимо от возраста насаждений; в многопородных лесах Дальнего Востока — доля участия кедра корейского 2 единицы при таком же или меньшем участии в древостое других лесообразующих пород».

Распоряжением Совета министров СССР от 30 декабря 1989 г. № 2281-р в кедровых лесах были запрещены рубки главного пользования; в кедровых лесах с долей кедра 3 единицы и более разрешались только рубки ухода и санитарные рубки в ослабленных и поврежденных насаждениях.

В Правилах рубок главного пользования в лесах Восточной Сибири 1994 года говорилось, что «в кедровых лесах,.спелых и перестойных древостоях с участием кедра в составе 3 единицы и более рубки главного пользования не ведутся, в них допускается проведение только рубок ухода за лесом и санитарных рубок».

Правила рубок главного пользования в лесах Дальнего Востока 1993 года вообще не распространялись на кедрово-широколиственные леса (в которых РГП не допускались, а хозяйство велось в соответствии со специальным Руководством по организации ведения хозяйства в кедрово-широколиственных лесах Дальнего Востока 1990 года).

Таким образом, меры, предусматривающие сбережение (в том числе исключение из промышленных рубок — рубок главного пользования, рубок спелых и перестойных насаждений) кедровников с долей кедра в составе древостоя в 3-4 единицы в нашей стране действовали частично на протяжении почти шестидесяти лет, а в полной мере — на протяжении последних 27 лет.

Что теперь с этим делать
Положение Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, допускающее промышленную рубку кедровников с долей кедра 3-4 единицы в составе древостоя, необходимо отменить, а формулировку пункта 15 этих правил привести к исходному виду (тому, в каком он прошел общественное обсуждение, независимую антикоррупционную экспертизу и процедуру оценки регулирующего воздействия):

«При заготовке древесины не допускается проведение рубок спелых, перестойных лесных насаждений с участием кедра три единицы и более в составе древостоя лесных насаждений».

Это важно как с точки зрения сохранения кедровых лесов и вообще кедра в российской тайге, так и с точки зрения исключения сейчас и в будущем ситуаций, когда опасные и неприемлемые положения вносятся в нормативные правовые акты по инициативе конкретных чиновников в обход всех установленных процедур их подготовки (в том числе, возможно, с мотивацией коррупционного характера).

Мы очень надеемся, что руководство Минприроды будет в этой истории на нашей стороне: во-первых, будет очень странно, если оно в официально объявленный президентским указом «Год экологии» будет поддерживать явно антиприродоохранную норму, направленную на уничтожение одной из наиболее ценных категорий российских лесов; во-вторых, оно должно быть заинтересовано в том, чтобы порядок разработки и принятия новых нормативных правовых актов максимально исключал произвол чиновников и коррупционную составляющую.

Руководству Минприроды необходимо незамедлительно принять меры по внесению в Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации изменений, предусматривающих отмену антиприродоохраннных нововведений в этом документе. В частности, необходимо вернуть запрет на рубку кедровников, вернуть ограничения на уничтожение краснокнижных видов, и вернуть ограничения на рубки в особо охраняемых природных территориях. Подробнее об этом написано здесь:

Совместное письмо Гринпис и WWF в Минприроды и Минюст о недопустимости принятия Правил заготовки древесины и Правил ухода за лесами в предложенных редакциях

О дальнейших действиях Гринпис, направленных на сохранение кедровых лесов, мы объявим в ближайшие несколько дней.

О возможной следующей проблеме — с Правилами ухода за лесами
В рамках все той же Концепции интенсивного использования и воспроизводства лесов параллельно с новыми Правилами заготовки древесины Минприроды России разрабатывает новые Правила ухода за лесами. Новые Правила ухода за лесами уже утверждены приказом Минприроды России от 13 июля 2016 года № 398, но пока не прошли государственную регистрацию в Минюсте.

Новые Правила ухода за лесами направлены прежде всего на интенсификацию использования лесов, в том числе за счет введения ряда видов «рубок ухода», по своим организационно-техническим характеристикам полностью соответствующих обычным рубкам спелых и перестойных насаждений (по-старому — рубкам главного пользования): «обновления», «переформирования» и «реконструкции». При этом ошибочные и устаревшие положения, ограничивающие или даже вовсе не допускающие эффективное ведение ухода за молодняками и лесными культурами на ранних стадиях их развития, в новых Правилах в полной мере сохранены. Фактически эти новые Правила, вопреки заявленным целям Концепции интенсивного использования и воспроизводства лесов, обеспечивают легкие возможности для разорительных рубок в лесах любых категорий, в том числе в защитных, но при этом запрещают или жестко ограничивают эффективное воспроизводство лесных ресурсов.

Принятие новых Правил ухода за лесами надежно закрепит господствующую сейчас в нашей стране экстенсивную модель лесопользования, ведущую к прогрессирующему истощению и разорению лесных ресурсов. А это истощение лесов, в первую очередь эксплуатационных, является одним из главных источников многих экологических проблем, в том числе нарастающих угроз защитным лесам, существующим и планируемым особо охраняемым природным территориям.

Принятие новых Правил ухода за лесами в предлагаемой Минприроды России редакции неизбежно причинит много зла лесам и лесному хозяйству нашей страны, поэтому если они таки пройдут государственную регистрацию и вступят в силу — природоохранным и другим заинтересованным организациям придется добиваться их отмены или изменения. Было бы правильнее, если бы разработчики этих Правил сейчас прислушались к мнению природоохранных организаций и профессионального сообщества работников леса, и внесли в них необходимые изменения (к сожалению, изменений надо вносить много — документ в целом некачественный, но при этом огромный и мелочный).

http://www.forestforum.ru