RussiaEnglish

Минприроды подготовило законопроект, упрощающей рубки при геологоразведке, ведении охотничьего хозяйства, рекреационной, религиозной и тому подобной деятельности

Минприроды России подготовило законопроект, позволяющий при проведении работ по геологическому изучению недр рубить лес, например — для прокладки профилей для сейсморазведки, без предоставления лесного участка (на основании договоров купли-продажи). Кроме того, законопроект предусматривает возможность рубки на основании договоров купли-продажи при использовании лесов в соответствии со статьями 36, 38-47 Лесного кодекса РФ (т.е. для охотничьего хозяйства, сельского хозяйства, выращивания плодовых, ягодных, декоративных, лекарственных растений, посадочного материала лесных растений, научно-исследовательской, образовательной, рекреационной деятельности, создания и эксплуатации лесных плантаций, геологоразведки и добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации искусственных водных объектов и гидротехнических сооружений, линейных объектов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, и религиозной деятельности). Ссылка на законопроект:

О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования использования лесов и определения права собственности на древесину

В частности, согласно действующей редакции статьи 43 Лесного кодекса РФ, использование лесов в целях геологического изучения недр допускается без предоставления лесного участка, «если выполнение работ в указанных целях не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений». Согласно предлагаемой новой редакции, эти работы будут осуществляться без предоставления лесного участка, «если выполнение таких работ не влечет проведение рубок лесных насаждений, либо если такие рубки осуществляются на площади, не превышающей пяти процентов от площади лесного квартала«. Самый распространенный случай рубки лесов при геологическом изучении недр — для прокладки профилей при сейсморазведки — в подавляющем большинстве случаев подразумевает рубку в пределах пяти процентов от общей площади, охваченной этими работами.

Кроме того, в статью 16 Лесного кодекса предусматривается внесение новой части 2.1 следующего содержания: «Лица, использующие леса в соответствии со статьями 36, 38-47 настоящего Кодекса, осуществляют рубки лесных насаждений, в том числе при проведении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, на основании договоров купли-продажи лесных насаждений». Соответствующие изменения и уточнения вносятся и в другие статьи кодекса, определяющие особенности заключения этих договоров. Таким образом, лесопользователи, осуществляющие использование лесов в соответствии с этими статьями, будут обязаны заключать договора купли-продажи на вырубаемую древесину, и право распоряжаться этой древесиной по собственному усмотрению.

С одной стороны, эти поправки изменят нынешний крайне неуклюжий порядок использования древесины, заготавливаемой побочно при использовании лесов для некоторых целей (в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса РФ) — сейчас эта древесина поступает в распоряжение Росимущества и реализуется через торги, но чаще сгнивает или разворовывается, прежде чем на нее найдется покупатель.

С другой стороны, эти поправки создают большие возможности для злоупотребления — например, для заготовки древесины на основании договоров купли-продажи по минимальной стоимости при тех видах использования лесных участков, которые сами по себе допускают чисто символическую плату. Например, минимальные ставки платы за использование лесов для охотничьего хозяйства (за части лесных участков, не занятые охотничьими базами, егерскими кордонами, вольерами, питомниками диких животных, ограждениями для содержания и разведения охотничьих животных) составляют сейчас около четырех копеек за гектар в год. Насколько эти возможности будут реализованы, в первую очередь будет зависеть от того, каким окажется предусмотренный законопроектом «Порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений при использовании лесов в соответствии со статьями 36, 38-47 Лесного кодекса РФ». С учетом невысокого качества лесных нормативных актов в целом, можно предположить, что возможности для злоупотреблений, скорее всего, будут реализованы в большой степени.


В том, что порядок реализации и право собственности на древесину, полученную при использовании лесов в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса РФ, надо менять — сомнений давно нет, поскольку нынешний порядок безумен и расточителен. Но Минприроды под предлогом изменения этого порядка решило еще и упростить рубки леса для охотников, религиозных деятетелей и еще нескольких тому подобных категорий лесопользователей.

http://www.forestforum.ru/

RussiaEnglish