Лес проблем! О чем думал глава Рослесхоза страны, когда сажал сосны в Приозерском районе?

Посадили лес. В минувшие выходные область приняла участие во всероссийской акции — в районных лесничествах посеяли около 315 тысяч саженцев сосны и ели.

В официальной разнарядке на этот год в регионе — восстановить лес на площади 26 тысяч гектаров.

Цифра большая. Однако понятно — заветного баланса между вырубками и восстановлением леса в России пока нет. Государственная проблема — в федеральном агентстве лесного хозяйства, уповают на новый законопроект, который Дума, ожидают, одобрит осенью. Вот и в этот раз — лично повышая лесистость страны — конкретно в Приозерском районе Ленобласти — глава Рослесхоза объяснял, на что повлияют очередные поправки в Лесной кодекс.

Иван Валентик, руководитель Федерального агентства лесного хозяйства:
— Объемы Лесовосстановления должны быть не меньше объема рубок. Вот я думаю, когда мы примем этот закон, чтобы восстановление леса относилось не только к пользователям, но и ко всем. Кто в лесу деревья валит, мы как раз и создадим этот баланс и выбытия лесов, и восстановления лесов.

Как пояснил глава федерального агентства — в национальном плане — экономически стимулировать арендатора качественно восстанавливать лес. Снижение ставок по аренде участков, право брать в аренду новые делянки — все это будет зависеть от добросовестности бизнеса. Кроме того, его обяжут восстанавливать лес по определенным нормативам — специалисты, техника, правильный посадочный материал — появится четкий регламент, который, к примеру, не позволит лесозаготовителям формально воткнуть в опустошенное пространство купленные за рубль сеянцы елей, которые вырастут когда-нибудь вряд ли.

Иван Валентик, руководитель Федерального агентства лесного хозяйства:
— Сейчас лесовосстановлением может заниматься кто угодно. В новом законе устанавливаются квалификационные требования к лицам, которые могут выполнять мероприятия по восстановлению леса. У арендатора должны быть специалисты, оборудование, во всем мире — воспроизводство лесов -это выгодный бизнес.

И еще один важный момент — сейчас лес обязывают восстанавливать только арендаторов, то есть лесозаготовителей. А сколько теряем — когда из лесного фонда забирают участки под строительство, например ? Новый закон обяжет компенсировать и эти потери — сколько вырубил под жилой квартал где-нибудь во Всеволожском районе, как пример, — столько же и посади в границах того же региона. Это станет условием ведения бизнеса.

Таким образом, власть попытается переломить счет, который пока не в пользу государства — сейчас мы ежегодно безвозвратно теряем 0,2 % лесов.

То, что может быть по-другому — образец соседняя Финляндия. Пример, как нужно ухаживать за лесом — если его продуктивность, то есть количество качественной древесины — растет. За последние 40 лет — этот показатель увеличился на 40 процентов. Ежегодный прирост леса у соседей превышает заготовку на одну треть (30%). Это при том, что объемы лесопромышленного комплекса в Финляндии — внушительные. 20 % всего производства страны.

Россия пока к такому балансу стремится. Как заявил на празднике в Приозерском районе глава Рослесхоза, «впервые в год экологии — я процитирую — федеральное правительство запроектировало объем мер по лесовосстановлению равный объему сплошных рубок».

На масштабную акцию в Сосновое лесничество приехало сразу 1200 человек. Целый лес рабочих рук. Среди волонтеров была и корреспондент «Ленинградского времени» Анастасия Щербакова.

 

— Этот лес в Приозерском районе был вырублен сплошняком два года назад. Жук-короед тогда атаковал ели. И вот теперь лес решено восстановить. Правда. Сажать решено не ели, а сосны, они менее прихотливы, а приживаются лучше.
Клип – Лес – пни и саженцы…

Практически рождение нового леса… Столько людей – больше тысячи человек, здесь одновременно собирались когда-нибудь вряд ли. Норматив на каждого – 20 сеянцев, каждому специальное приспособление : не лопата – меч!

Эта посадка уже названа центральным событием года в лесовосстановлении всей страны. Сажают дети, сажают студенты, сажают чиновники.

Александр Дрозденко, губернатор Ленинградской области:
— Если молодой человек приходит к девушке на свидание с саженцем и кирпичом, значит, у него серьезные намерения. Ну, это, конечно, шутка.

Но шутка ли — не просто посадить, а так, чтобы прижились. Все образцово-показательные сеянцы идут отсюда – из Лужского селекционного центра. Сосны из теплицы — каждый росток в отдельной ячейке с обогащенной почвой.

— Сложно понять. Что из такого маленького ростка будет целый лес.
— Мы его сажаем, ухаживаем, если мы правильно. То они вырастают в полноценные деревья.

Девяносто пять процентов леса в области в аренде, то есть почти весь. И каждый арендатор обязан после рубки лес восстановить. Естественно, считают цену каждого ростка. Еще недавно таким — предпочитали подешевле — стандартные сеянцы с открытыми корнями. Но потом поняли — на этом не сэкономишь.

Олег Савельев, начальник отдела Управления лесами Ленобласти:
— Вот этот будет три рубля за штуку , сеянец открытого грунта в 2 раза дешевле. И при том, что сеянец открытого грунта увы и высаживаете в два раза больше, а потом дополняете, так как он портится часто. А этот в два раза меньше. То на то и выходит.

29 июля 2010 года над Приозерским районом прошел мощный ураган. Ветровал семилетней давности здесь вспоминают с ужасом. Только сейчас территорию восстановили, хотя до официальной формулировки «лес» этим соснам не меньше года. За тем, как растут, следит арендатор. За арендатором – лесничество. Конкретно на этом участке — все в норме. Но в целом, закон не всегда позволяет прижать «нарушителей».

Наталья Лаухина, главный лесничий Приозерского лесничества:
— Правила такие – одни только появляются. Не усеваем привыкнуть – другие появляются…
Ответственность за выполнение слаба прописана. Лесной кодекс рассчитан на добросовестного арендатора. А добросовестности ждать… они экономисты прежде всего.

Мы находимся на арендованной территории, где проведено лесовосстановление.

Заслуженный лесовод России с нами на случайной делянке. Молодняк здесь высажен, и вроде бы федеральный норматив соблюден. Но профессор настаивает: «арендаторы не следят!»

Анатолий Жигунов, доктор сельскохозяйственных наук, заслуженный лесовод России:
— Ухода мало, лиственных много. Они им мешают расти.Но самое страшное, что дальше они могут уже не соблюдать эти требования и опять будут лиственные,

Но есть в Ленобласти лес, где всё идеально. В Гатчинском лесничестве – его создали на бывшем болоте в 1975-ом. Всесоюзная программа – экспериментальная площадка, где всё, в прямом смысле, без сучкА, еловый стандарт — от корня до макушки.

Анатолий Жигунов, доктор сельскохозяйственных наук, заслуженный лесовод России:
— Пять интегральный правил для ускоренного роста – выбор территории, правильные почвы. Селекционный материал, снятие конкуренции от лиственных пород и регулировка густоты на пробных площадях эти мероприятия выполнены.

В идеальных условиях лес и растет быстрее. Сейчас рубят когда деревьям не меньше — 80, в таком лесу — на пиловочник ель пошла бы и в 60. Высококачественной древесины здесь раза в два больше, чем на обычной делянке.

Станет ли этот лес идеальным будет понятно лет через пять. За этим будет следить арендатор. А за арендатором – лесничество. И с нового года, возможно, уже по новому закону.

Анастасия Щербакова, Сергей Дедюро, Алексей Хюркес, Антон Пашукевич, «Ленинградское время».

http://47channel.ru/event