Лесные пожары, в том числе неучтенные и оставленные на произвол судьбы, быстро уничтожают лесные ресурсы нижнего Приангарья и сопредельных районов — в основном как раз там, где в последние годы происходит наиболее интенсивное пионерное освоение остатков дикой тайги. По данным дистанционного мониторинга системы ИСДМ-Рослесхоз, площадь действующих сейчас лесных пожаров в Красноярском крае составляет 277 тыс. га, в Иркутской области — 41 тыс. га. Основная площадь действующих лесных пожаров приходится на Мотыгинский, Байкитский, Богучанский, Кежемский и Тунгусско-Чунский районы Красноярского края, и на Усть-Илимский и Катангский районы Иркутской области.
В официальной сводке ФБУ «Авиалесоохрана», основанной на информации региональных диспетчерских служб, таких площадей действующих лесных пожаров в этих регионах нет. Согласно этой сводке, в Красноярском крае действуют лесные пожары на площади 34,3 тыс. га, которые тушат, и 174,5 тыс. га, от тушения которых отказались. Таким образом, из общей площади лесных пожаров, учтенной дистанционным методом в Красноярском крае, 12% приходится на пожары, которые тушат, 63% — на пожары, от тушения которых отказались, и 25% — на пожары, сокрытые от учета.
В Иркутской области, согласно этой сводке, действуют лесные пожары на площади 765 га, которые тушат, и 15,3 тыс. га, от тушения которых отказались. Таким образом, из общей площади лесных пожаров, учтенной дистанционным методом в Иркутской области, 2% приходится на пожары, которые тушат, 37% — на пожары, от тушения которых отказались, и 61% — на пожары, сокрытые от учета.
О лесопожарной обстановке в России на 00:00 мск 11.08.2018
Совместное действие рубок и лесных пожаров превращает нижнее Приангарье в лесодефицитный регион. «На бумаге» этот регион все еще очень богат лесом, поэтому многие региональные и федеральные чиновники-фантазеры до сих пор мечтают о строительстве там новых крупных лесоперерабатывающих предприятий. Но в реальности оставшихся лесных ресурсов — не срубленных и не сгоревших — не хватит для долгосрочного обеспечения древесным сырьем даже уже существующих лесных предприятий. При таких масштабах потерь лесных ресурсов, как сейчас — в первую очередь из-за лесных пожаров — этот регион уже в ближайшие одно-два десятилетия ждет серьезная сырьевая катастрофа, которая неизбежно приведет к остановке и гибели какой-то части существущих лесных предприятий.