Приказом Минприроды Алтайского края от 3 июня 2020 года № 646 утверждены новые цены и нормативы затрат для исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства. По сути приказ представляет собой оценку стоимости основных лесохозяйственных мероприятий в Алтайском крае. Ссылка:
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 03.06.2020 № 646 «Об утверждении цен и нормативов затрат для исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства»
Приказ дает представление не только о том, сколько в 2020 году стоят основные лесохозяйственные мероприятия по расчетам Минприроды Алтайского края, но и о том, как эта стоимость менялась за последние годы. Ссылки на предыдущие аналогичные приказы:
Приказ от 2 марта 2018 года № 366 «Об утверждении цен и нормативов затрат для исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства»
Приказ от 1 апреля 2019 года № 542 «Об утверждении цен и нормативов затрат для исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства»
Сравнение приказов показывает, что в Алтайском крае изготовление и установка деляночных столбов за год подрожало на 15%, за два года — на 32%.
Изготовление и установка квартальных столбов за год подорожало на 12%, за два года — на 27%.
Очистка мест рубок за год подорожала на 19%, за два года — на 38%.
Создание лесных культур сеянцами с открытой корневой системой и уход за ними до десятилетнего возраста за год подорожали на 7%, за два года — на 18%.
Создание лесных культур сеянцами с закрытой корневой системой и уход за ними до десятилетнего возраста за год подорожали на 14%, за два года — на 22%.
Уход за молодняками естественного происхождения за год подорожал на 18%, за два года — на 40%.
Содействие естественному лесовосстановлению за год подорожало на 15%, за два года — на 26%.
Выращивание сеянцев в лесном питомнике за год подорожало на 33%, за два года — на 53%.
Устранение повреждений лесной дороги или дороги противопожарного назначения за год подорожало на 13%, за два года — на 26%.
Очистка территории от захламления коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым и строительным мусором за год подорожала на 13%, за два года — на 35%.
В целом за последний год стоимость основных лесохозяйственных мероприятий в Алтайском крае увеличилась примерно на 16%, за последние два года — примерно на треть. Соответственно, для того, чтобы просто поддерживать лесное хозяйство региона на существующем уровне, финансирование переданных ему лесных полномочий из федерального бюджета необходимо было увеличивать на эти самые примерно шестнадцать процентов в год. Примерно такая же ситуация — и в остальных регионах (разумеется, везде есть своя специфика, и цены растут немного по-разному — но общая тенденция везде примерно одинакова).
Однако, федеральный закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» предусматривает увеличение финансирования как лесного хозяйства в целом, так и переданных субъектам РФ лесных полномочий в 2020 году всего на 6,3% по сравнению с предыдущим годом. Примерно на столько же (на 6%) увеличился размер лесных субвенций Алтайскому краю. Это немного больше уровня официальной инфляции, но значительно меньше «лесной инфляции» — роста цен в лесном хозяйстве, о котором можно судить, например, по приведенному выше приказу и его аналогам.
Соответственно, несмотря на кажущееся небольшое увеличение финансирования лесного хозяйства, фактически оно по-прежнему обречено не только на нищету, но и на прогрессирующее нарастание этой нищеты.
Напомним, что принятый в 2006 году новый Лесной кодекс Российской Федерации уничтожил экономические основы существования лесного хозяйства и ликвидировал практически все законные механизмы его самофинансирования. Лесное хозяйство сейчас не является экономически самодостаточной отраслью экономики и не способно обеспечить собственное самофинансирование не потому, что в нем работают какие-то особые неучи, неумехи и бездари — а потому, что федеральные законодатели тринадцать с лишним лет назад перекрыли практически все возможности для этого. Но, конечно, чем дольше длится этот правовой и управленческий хаос — тем труднее лесному хозяйству будет вернуться к каким-то нормальным экономическим основам, тем более, что и леса из-за этого бардака с каждым годом приходят во все больший упадок.