На сайте Президента России размещено заявление специального представителя Президента по вопросам климата А.И.Бедрицкого. В заявлении есть часть, касающаяся лесов — в целом правильная, но содержащая странные цифры и оценки. Часть заявления, касающаяся лесов, приводится ниже; ссылка на полный текст заявления:
Заявление спецпредставителя Президента России по вопросам климата Александра Бедрицкого
В заявлении, в частности, есть такая фраза: «В России в целом наблюдается положительная динамика площади лесов. За последние 60 лет общая площадь лесопокрытых земель увеличилась на 17 % и в 2014 г. составила 770,6 млн. га».
Однако, по официально опубликованным данным Государственного лесного реестра на 1 января 2014 года, площадь покрытых лесом земель в Российской Федерации составила 795257,2 тысяч гектаров, и сверх того 356,4 тысяч гектаров лесов, в отношении которых отсутствуют материалы лесоустройства. То есть разница между официально учтенной площадью покрытых лесом земель и площадью лесов, указанной в заявлении Бедрицкого, уже составляет 3,2% — это весьма немало с точки зрения учета климатической роли российских лесов.
Но есть еще два важных обстоятельства, которые нельзя не учитывать. Во-первых, нужно определиться с тем, что такое «лес». Согласно данным ГЛР на 1 января 2014 года, площадь лесных земель в России составляет 891160,8 тысяч гектаров — на 12% больше площади покрытых лесом земель. Многие из этих лесных земель (теоретически — большинство) представляют собой лишь временно не покрытые лесом земли, такие как гари, вырубки и т.д. С точки зрения оценки климатической роли лесов эти земли не менее важны, чем земли, покрытые лесом — поскольку на них будут возникать и развиваться новые лесные насаждения, связывающие углекислый газ.
Во-вторых, реальная площадь брошенных земель сельскохозяйственного назначения исчисляется не тысячами гектаров, как в Государственном лесном реестре, а десятками миллионов — по разным оценкам, она составляет от 40 до 100 миллионов гектаров. А это означает + 5-13 процентов к официально учтенной площади покрытых лесом земель.
В сумме за счет этих неточностей климатическая роль лесов России может быть довольно существенно недооценена. Есть, правда, неточности и другого рода — касающиеся площадей лесных пожаров и других потерь леса, ведущих к выбросам углекислого газа; эти неточности могут вести к переоценке климатической роли лесов.
В целом же при таком качестве знаний и официальных данных о лесах России остается только признать, что достоверным образом климатическая роль лесов нашей страны пока оценена быть не может.
При этом работающей системы получения достоверных статистических данных о лесах страны в России сейчас нет. Средняя давность материалов лесоустройства, до сих пор составляющих основу наших знаний о лесах, составляет около двадцати лет. Попытка создать систему государственной инвентаризации лесов полностью провалились. Сама государственная организация, ведающая лесоинвентаризационными работами в масштабах страных — ФГБУ «Рослесинфорг» — находится на грани полного развала и вряд ли доживет в сколько-нибудь дееспособном виде до следующего лета. Даже если сейчас силами всех оставшихся отраслевых специалистов взяться за воссоздание системы лесоучетных работ в масштабах страны, на это уйдет по самым скромным оценкам лет пять-десять.
Ниже приводится лесная часть заявления Бедрицкого.
Лесное хозяйство наряду с землепользованием входит в число секторов антропогенной деятельности, которые рассматриваются РКИК ООН и МГЭИК при оценке воздействия на атмосферные концентрации парниковых газов. Однако именно лесной сектор является исключительным, так как в результате деятельности человека в лесной экосистеме может происходить не только выброс парниковых газов, но и их поглощение и консервация.
Вместе с тем и сейчас во многих странах мира продолжается сведение лесов в результате эксплуатации лесных земель в интересах других видов хозяйственного использования. По данным ФАО, чистые выбросы парниковых газов в связи с изменением в землепользовании и обезлесения в среднем составили около 3 млрд. тонн в эквиваленте СО2 в год на протяжении десятилетия, с 2001 г. по 2010 г.
В России в целом наблюдается положительная динамика площади лесов. За последние 60 лет общая площадь лесопокрытых земель увеличилась на 17 % и в 2014 г. составила 770,6 млн. га.
Однако потери углерода (в форме выбросов СО2 в атмосферу) в результате рубок и гибели лесных насаждений от пожаров и других факторов на управляемых лесных землях изменялись от 486,2 млн. тонн СО2 до 796 млн. тонн СО2 (в среднем 587 млн. тонн СО2). За последнее десятилетие выбросы от природных пожаров и выжиганий составили от 160 до 260 млн. тонн в эквиваленте СО2. После сокращения лесопользования с конца 1990-х годов пожары стали основным фактором потерь углерода управляемыми лесами России. Часть выбросов СО2 связана с осушением лесных земель.
Российская Федерация неоднократно подчёркивала важность признания роли политики и мер для снижения выбросов ПГ и увеличения их поглощения в лесном секторе в качестве одного из наиболее важных элементов противодействия глобальному потеплению. Эта роль должна быть отражена в тексте нового климатического соглашения в общем, глобальном масштабе. Потенциал лесов должен быть использован в полной мере, без внесения искусственных ограничений на учёт их вклада, а равно без дискриминационных подходов по отношению к Сторонам соглашения либо секторам экономики.