Количество вместо качества: начались публичные консультации по стратегии FSC по контролируемой древесине

 

22 мая 2017 года российский национальный офис системы добровольной лесной сертификации FSC начал публичные консультации по стратегии развития так называемой «FSC контролируемой древесины». Желающим поучаствовать в этих консультациях представлены два докумета: «Документ для обсуждения стратегии по FSC-контролируемой древесине» и «Форма для заполнения на русском языке». Первый объясняет, о чем идет речь, второй содержит вопросы, на которые следует ответить участникам публичных консультаций. Ссылка:

Открыты публичные консультации по стратегии FSC по контролируемой древесине

Что же это за штука такая — «FSC контролируемая древесина»?

Сама система FSC, возникшая без малого четверть века назад, в качестве своей миссии рассматривает подвижение экологически ответственного, социально выгодного и экономически жизнеспособного управления лесами в мире. Каким именно должно быть это самое экологически ответственое, социально выгодное и экономически жизнеспособное управление лесами, определяют принципы и критерии FSC (утверждаемые на международном уровне и мало меняющиеся с течением времени), а также стандарты, детализирующие эти принципы. Систему FSC нередко критикуют за то, что на практике деятельность сертифицированных компаний часто не соответствует заявленным принципам и критериям, и отнюдь не является экологически ответственной, социально выгодной и экономически жизнеспособной; и даже здесь, на Лесном форуме Гринпис, было приведено уже немало примеров таких несоответствий. Тем не менее, принципы, критерии и стандарты управления лесами, сертифицированного по системе FSC, сформулированы, границы сертифицированных территорий в основном известны, и каждый желающий может, если у него есть на это силы и время, проверить, насколько реальная деятельность сертифицированных предприятий соответствует заявленным принципам, критериям и стандартам.

Но кроме собственно сертифицированного по системе FSC управления лесами, есть еще так называемая «контролируемая древесина», которую сертифицированные компании имеют право покупать у несертифицированных поставщиков, смешивать со своим сертифицированным сырьем, и маркировать продукцию, получаемую из этой смеси, знаком «FSC Mix». Тем, кто знаком с внутренней кухней этой системы добровольной лесной сертификации, понятно, что «FSC Mix» — это не то же самое, что чистая FSC, а нечто вроде «осетрины второй свежести»; для остальных же продукция со знаком «FSC Mix» — это просто сертифицированная по системе FSC продукция.

В отличие от управления лесами, сертифицированного по системе FSC, которое теоретически должно быть экологически ответственным, социально выгодным и экономически жизнеспособным, соответствовать десяти принципам и многим десяткам критериев, приоберетение «контролируемой древесины» должно лишь исключать поступление древесины из пяти неприемлемых источников: незаконно заготовленной древесины; древесины, заготовленной с нарушением традиционных или гражданских прав; древесины, заготовленной в лесах, где хозяйственная деятельность угрожает существованию их высокой природоохранной ценности; древесины, заготовленной в лесах, которые переводятся в плантации или нелесные земли; и древесины из лесов, где выращивают генетически модифицированные деревья.

При этом возможности проконтролировать соблюдение этих требований у независимых экспертов и других заинтересованных сторон практически нет: данные об источниках «FSC контролируемой древесины» непубличны, и в ходе сертификации доступ к ним получают лишь аудиторы органа по сертификации. Фактически единственными судьями, определяющими, законна ли заготовка «контролируемой» древесины, нарушает ли она права каких-либо заинтересованных сторон, уничтожает ли леса высокой природоохранной ценности и т.д., являются аудиторы органа по сертификации. Заинтересованным сторонам, чьи права могут быть нарушены, экспертам по природоохранным ценностям леса, и другим лицам, кто мог бы достоверно судить о наличии или отсутствии перечисленных источников «контролируемой» древесины, информация о конкретных местах заготовки «контролируемой» древесины в подавляющем большинстве случаев недоступна. Аудиторы же могут просто не знать о многих конфликтах и проблемах, да и способность органов сертификации работать честно и профессионально в условиях информационно закрытой системы — не очевидна.

Таким образом, для сторонних пользователей и заинтересованных лиц система «FSC контролируемой древесины» представляет собой нечто вроде «черного ящика»: на выходе из него сертифицированные предприятия получают древесное сырье, которое они сами и их аудиторы считают приемлемым; но откуда первоначально это сырье берется, и насколько приемлемым оно является в действительности (с точки зрения экологической ответственности и социальной выгодности деятельности поставщиков) — сторонним лицам остается неизвестным.

К сожалению, жизнеспособность FSC в целом в большой мере зависит именно от возможности использования этой самой системы «FSC контролируемой древесины». Вот что говорится об этом в самом документе, вынесенном на обсуждение (очевидно, что это не очень литературный перевод англоязычного документа на русский язык — но смысл текста вполне ясен):

«Существующая модель FSC в значительной мере зависит от наличия и дальнейшего производства продукции категории «FSC Mix» и, следовательно, контролируемой древесины. Несмотря на отсутствие однозначного причинного объяснения ускоренного расширения деятельности FSC, очевидно, что важнейшую роль в этом играют категория продукции «FSC Mix» и наличие кредитной системы, наряду с основанным на оценке рисков подходом к контролю над древесиной из несертифицированных лесов. В настоящее время категория «FSC Mix» преобладает в системе FSC и является основным источником дохода для эксплуатационных расходов FSC».

При этом FSC собирается использовать систему «контролируемой древесины» еще очень долго — если исходить из вынесенного на обсуждение документа, в течение ближайших примерно восемнадцати лет. Вот что говорится об этом в самом документе:

«Сроком реализации стратегии по продукции категории «FSC Mix» является 2035 год. Этот срок основан на принципах методики «поиска будущего» – он достаточно короткий, чтобы мотивировать к необходимым действиям, и достаточно долгий, чтобы реализовать ее».

Таким образом, в ближайшие примерно восемнадцать лет FSC собирается отдавать предпочтение количеству (системе «контролируемой древесины», позволяющей использовать марку этой сертификации для огромных объемов сырья, поступающего из несертифицированных и неизвестных заинтересованных сторонам источников), а не качеству (обеспечению гарантированного сохранения принципов и критериев FSC при производстве любой лесной продукции, в маркировке которой используется товарный знак этой системы).

Как это отразится на доверии заинтересованных сторон к системе FSC, и на жизнеспособности самой этой системы в долгосрочной перспективе — станет понятно уже в ближайшие годы.

 

http://www.forestforum.ru/