22 мая 2017 года российский национальный офис системы добровольной лесной сертификации FSC начал публичные консультации по стратегии развития так называемой «FSC контролируемой древесины». Желающим поучаствовать в этих консультациях представлены два докумета: «Документ для обсуждения стратегии по FSC-контролируемой древесине» и «Форма для заполнения на русском языке». Первый объясняет, о чем идет речь, второй содержит вопросы, на которые следует ответить участникам публичных консультаций. Ссылка:
Открыты публичные консультации по стратегии FSC по контролируемой древесине
Что же это за штука такая — «FSC контролируемая древесина»?
Сама система FSC, возникшая без малого четверть века назад, в качестве своей миссии рассматривает подвижение экологически ответственного, социально выгодного и экономически жизнеспособного управления лесами в мире. Каким именно должно быть это самое экологически ответственое, социально выгодное и экономически жизнеспособное управление лесами, определяют принципы и критерии FSC (утверждаемые на международном уровне и мало меняющиеся с течением времени), а также стандарты, детализирующие эти принципы. Систему FSC нередко критикуют за то, что на практике деятельность сертифицированных компаний часто не соответствует заявленным принципам и критериям, и отнюдь не является экологически ответственной, социально выгодной и экономически жизнеспособной; и даже здесь, на Лесном форуме Гринпис, было приведено уже немало примеров таких несоответствий. Тем не менее, принципы, критерии и стандарты управления лесами, сертифицированного по системе FSC, сформулированы, границы сертифицированных территорий в основном известны, и каждый желающий может, если у него есть на это силы и время, проверить, насколько реальная деятельность сертифицированных предприятий соответствует заявленным принципам, критериям и стандартам.
Но кроме собственно сертифицированного по системе FSC управления лесами, есть еще так называемая «контролируемая древесина», которую сертифицированные компании имеют право покупать у несертифицированных поставщиков, смешивать со своим сертифицированным сырьем, и маркировать продукцию, получаемую из этой смеси, знаком «FSC Mix». Тем, кто знаком с внутренней кухней этой системы добровольной лесной сертификации, понятно, что «FSC Mix» — это не то же самое, что чистая FSC, а нечто вроде «осетрины второй свежести»; для остальных же продукция со знаком «FSC Mix» — это просто сертифицированная по системе FSC продукция.
В отличие от управления лесами, сертифицированного по системе FSC, которое теоретически должно быть экологически ответственным, социально выгодным и экономически жизнеспособным, соответствовать десяти принципам и многим десяткам критериев, приоберетение «контролируемой древесины» должно лишь исключать поступление древесины из пяти неприемлемых источников: незаконно заготовленной древесины; древесины, заготовленной с нарушением традиционных или гражданских прав; древесины, заготовленной в лесах, где хозяйственная деятельность угрожает существованию их высокой природоохранной ценности; древесины, заготовленной в лесах, которые переводятся в плантации или нелесные земли; и древесины из лесов, где выращивают генетически модифицированные деревья.
При этом возможности проконтролировать соблюдение этих требований у независимых экспертов и других заинтересованных сторон практически нет: данные об источниках «FSC контролируемой древесины» непубличны, и в ходе сертификации доступ к ним получают лишь аудиторы органа по сертификации. Фактически единственными судьями, определяющими, законна ли заготовка «контролируемой» древесины, нарушает ли она права каких-либо заинтересованных сторон, уничтожает ли леса высокой природоохранной ценности и т.д., являются аудиторы органа по сертификации. Заинтересованным сторонам, чьи права могут быть нарушены, экспертам по природоохранным ценностям леса, и другим лицам, кто мог бы достоверно судить о наличии или отсутствии перечисленных источников «контролируемой» древесины, информация о конкретных местах заготовки «контролируемой» древесины в подавляющем большинстве случаев недоступна. Аудиторы же могут просто не знать о многих конфликтах и проблемах, да и способность органов сертификации работать честно и профессионально в условиях информационно закрытой системы — не очевидна.
Таким образом, для сторонних пользователей и заинтересованных лиц система «FSC контролируемой древесины» представляет собой нечто вроде «черного ящика»: на выходе из него сертифицированные предприятия получают древесное сырье, которое они сами и их аудиторы считают приемлемым; но откуда первоначально это сырье берется, и насколько приемлемым оно является в действительности (с точки зрения экологической ответственности и социальной выгодности деятельности поставщиков) — сторонним лицам остается неизвестным.
К сожалению, жизнеспособность FSC в целом в большой мере зависит именно от возможности использования этой самой системы «FSC контролируемой древесины». Вот что говорится об этом в самом документе, вынесенном на обсуждение (очевидно, что это не очень литературный перевод англоязычного документа на русский язык — но смысл текста вполне ясен):
«Существующая модель FSC в значительной мере зависит от наличия и дальнейшего производства продукции категории «FSC Mix» и, следовательно, контролируемой древесины. Несмотря на отсутствие однозначного причинного объяснения ускоренного расширения деятельности FSC, очевидно, что важнейшую роль в этом играют категория продукции «FSC Mix» и наличие кредитной системы, наряду с основанным на оценке рисков подходом к контролю над древесиной из несертифицированных лесов. В настоящее время категория «FSC Mix» преобладает в системе FSC и является основным источником дохода для эксплуатационных расходов FSC».
При этом FSC собирается использовать систему «контролируемой древесины» еще очень долго — если исходить из вынесенного на обсуждение документа, в течение ближайших примерно восемнадцати лет. Вот что говорится об этом в самом документе:
«Сроком реализации стратегии по продукции категории «FSC Mix» является 2035 год. Этот срок основан на принципах методики «поиска будущего» – он достаточно короткий, чтобы мотивировать к необходимым действиям, и достаточно долгий, чтобы реализовать ее».
Таким образом, в ближайшие примерно восемнадцать лет FSC собирается отдавать предпочтение количеству (системе «контролируемой древесины», позволяющей использовать марку этой сертификации для огромных объемов сырья, поступающего из несертифицированных и неизвестных заинтересованных сторонам источников), а не качеству (обеспечению гарантированного сохранения принципов и критериев FSC при производстве любой лесной продукции, в маркировке которой используется товарный знак этой системы).
Как это отразится на доверии заинтересованных сторон к системе FSC, и на жизнеспособности самой этой системы в долгосрочной перспективе — станет понятно уже в ближайшие годы.