26 ноября 2020 года Государственная Дума приняла в третьем чтении законопроект «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». При дальнейшем рассмотрении внесение поправок в законопроект невозможно, если только он не будет отклонен Советом Федерации или Президентом (и то, и другое практически невероятно). Так что принятую ведомственную структуру федерального бюджета на следующий год можно считать практически окончательной — разумеется, в нее могут вноситься поправки новыми законами, но это уже отдельная тема. Ссылка на законопроект:
Законопроект № 1027743-7 «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»
По сравнению с первоначальной редакцией законопроекта, внесенной в Думу, бюджет лесного хозяйства существенно изменился. Если изначально на него (согласно ведомственной структуре бюджета, по линии Рослесхоза) предполагалось выделить в 2021 году 43,49 млрд. руб. — на 4,8% больше, чем в 2020 году согласно действующей редакции федерального бюджета, то в варианте третьего чтения эта сумма увеличилась до 47,11 млрд. руб. — на 13,5% больше, чем в 2020 году.
Основная часть этого увеличения пришлась на подпрограмму «Стратегическое управление лесным хозяйством» — 10,64 млрд. руб. в 2021 году по сравнению с 5,62 млрд. руб. в 2020 году (увеличение на 89,4%). Таким образом, основная часть дополнительных денег достанется не регионам, которым переданы основные полномочия по управлению лесами, а федеральному центру (Рослесхозу).
В пределах этой подпрограммы главная линия бюджета, на которую приходится основной рост финансирования, называется так: «Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям)». Эти расходы увеличиваются с 0,3 млрд. руб. в 2020 году до 5,26 млрд. руб. — в 17,5 раз.
Какие конкретно функции, услуги, работы и учреждения имеются в виду — из проекта федерального бюджета понять невозможно. Но можно предположить, исходя из правительственного «Плана мероприятий по декриминализации и развитию лесного комплекса», что речь идет в основном о расширении ЕГАИС учета древесины и сделок с ней. Впрочем, это лишь догадка — после перехода к так называемому «программно-целевому» подходу к бюджетному планированию стало почти невозможно определить, на что конкретно предполагается потратить бюджетные деньги.
Если вычесть из бюджетов 2020 и 2021 годов эту резко увеличившуюся линию, то остальная часть бюджетного финансирования лесного хозяйства (по линии Рослесхоза) в 2021 году увеличится всего на 1,6% по сравнению с уровнем 2020 года. Таким образом, в следующем году лесное хозяйство останется примерно таким же нищим, а с учетом инфляции — даже более нищим, чем в нынешнем.
Размер лесных субвенций субъектам РФ должен измениться с 26,5 млрд. руб. в 2020 году до 24,90 млрд. руб. в 2021 году — то есть уменьшиться на 6,6%. При этом увеличится финансирование федерального проекта «Сохранение лесов» (части нацпроекта «Экология») — с 6,66 млрд. руб. в 2020 году до 8,57 млрд. руб. в 2021 году, то есть на 28,7%. Суммарный объем лесных субвенций и средств федерального проекта «Сохранение лесов» останется примерно на уровне 2020 года, т.е. регионы в целом получат примерно столько же денег, но с несколько иными правилами и бюрократией.
Таким образом, в целом финансовая ситуация в лесном хозяйстве в 2021 году останется примерно такой же тяжелой, как в 2020 (а с поправками на инфляцию и нарастающий социально-экономический кризис — даже более тяжелой). Это означает, в частности, что нас почти с гарантией ждет очередная крупная лесопожарная катастрофа — скорее всего, опять в Сибири и на Дальнем Востоке, но возможно, что и в Европейско-Уральской части страны. Ну и все прочие негативные тенденции в лесном хозяйстве, одной из первопричин которых является нищенское финансирование переданных субъектам РФ лесных полномочий, тоже никуда не денутся.