Как лес может помочь восстановлению страны после коронавирусно-нефтяного кризиса

В ближайшие месяцы нашей стране предстоит пройти через глубокий короновирусно-нефтяной кризис — серьезные социально-экономические потрясения, вызванные пандемией коронавируса, резким падением нефтегазовых доходов бюджета, и рядом сопутствующих факторов. Наиболее заметными последствиями кризиса станут падение доходов основной части населения, рост безработицы, бедности и нищеты, упадок целых отраслей народного хозяйства. На преодоление этих последствий уйдут долгие годы — даже по самым оптимистическим оценкам, не менее двух-трех лет, но скорее всего, намного больше.

Лесная отрасль не вошла в утвержденный постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 года № 434 «перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции». Скорее всего, это означает, что в ближайшее время предприятия лесной отрасли не могут рассчитывать на сколько-нибудь значимые специальные меры государственной поддержки. То есть пока отрасли в целом и абсолютному большинству лесных предприятий и организаций предстоит выбираться из кризиса самостоятельно, полагаясь только на свои силы и резервы. Ссылка на перечень:

Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 года № 434


Однако, лес, если с ним правильно обращаться, может очень сильно помочь восстановлению страны после коронавирусно-нефтяного кризиса. В ближайшие годы главной позитивной задачей государства станет восстановление рабочих мест, занятости и источников средств к существованию для значительной части населения страны, причем в наибольшей степени — в сельских районах, поселках и небольших городах. И лес как раз может помочь решению этих задач — поскольку наведение порядка в нем требует большого количества работников, в том числе не обязательно опытных и квалифицированных. Есть очень много видов лесных работ, не требующих дорогостоящей техники — главное, чтобы были средства на их выполнение, мотивирующая к эффективной работе оплата труда, и грамотные специалисты-организаторы. К таким работам относятся, например, противопожарное и рекреационное обустройство лесных территорий, уход за молодняками и лесными культурами, уборка стихийных свалок и просто мусора в лесах, и т.д. Расходуя средства на эти работы, государство не только даст людям работу и средства к существованию, но и сделает леса более ценными, продуктивными, здоровыми, чистыми и безопасными. И люди — вместо того, чтобы вынужденно воровать лес, уезжать куда-то за лучшей жизнью или спиваться, будут иметь возможность заниматься достойным и полезным трудом.

Примеров такого подхода к лесу в мире довольно много — как в прошлом, так и в настоящем. Например, в период великой депрессии в США работы, связанные с лесовосстановлением, рекреационным и противопожарным обустройством лесов широко применялись государственным Управлением общественных работ для восстановления занятости. В 2018-2019 годах в Китае в рамках государственной программы по борьбе с бедностью было создано восемьсот тысяч дополнительных рабочих мест в лесном хозяйстве — в основном связанных с охраной и воспроизводством лесов.

В нашей стране в современных условиях можно предложить два основных механизма повышения занятости населения в лесном хозяйстве в период выхода из коронавирусно-нефтяного кризиса. Максимального социально-экономического эффекта можно будет добиться при одновременном использовании обоих этих механизмов.


1. Общественные работы

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» предусматривает возможность организации в целях обеспечения временной занятости населения оплачиваемых общественных работ — «трудовой деятельности, имеющей социально полезную направленность и организуемой в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу».

Чтобы эта деятельность стала возможной — необходимо выделение дополнительного серьезного целевого финансирования органам управления лесами субъектов Российской Федерации, а также выработка экономического механизма, способного заинтересовать арендаторов лесов в организации таких работ. Надо учитывать, что наши чиновники умеют свести почти любое хорошее начинание к показухе и бумагообороту — поэтому вся деятельность по организации общественных работ должна быть полностью открытой, прозрачной и подконтрольной обществу, вся информация о видах и местах выполненных работ и о затраченных на них средствах должна быть общедоступной. На начальных этапах основная часть работ может быть связана с совсем простыми делами, не требующими специальной квалификации — например, с уборкой мусора в лесах, очисткой от захламленности, агроуходами за лесными культурами; по мере накопления опыта общественные работы могут быть распространены и на более сложные лесохозяйственные операции — например, на рубки ухода в молодняках.


2. Лесоводство на сельхозземлях

За период с 1985 года по настоящее время в России было заброшено около 76 миллионов гектаров бывших сельскохозяйственных земель, пригодных для роста леса. Часть этих земель (12 млн. га) предполагается вернуть в сельскохозяйственный оборот в рамках специальной госпрограммы, еще часть представляет собой ценные нелесные экосистемы или необходимый резерв земель. Оставшиеся примерно 50 миллионов гектаров этих земель можно вовлечь в разные формы интенсивного лесовыращивания — лесное фермерство, агролесоводство, классическое лесное хозяйство, плантационное лесовыращивание. По предварительной оценке, использование этих земель для лесовыращивания позволит создать до ста тысяч новых рабочих мест (только в сфере лесного хозяйства и лесопользования, без учета дальнейшей переработки древесины), и выращивать ежегодно до трехсот миллионов кубометров древесины (больше, чем ее сейчас официально заготавливается и воруется во всех российских лесах). Этому мешают дефекты нынешнего земельного и лесного законодательства: за само наличие такого леса собственник земли сельскохозяйственного назначения может быть оштрафован на сумму до 50 тысяч рублей (гражданин) или до 700 тысяч рублей (организация), а земля может быть изъята. Чтобы избегать штрафов и отъема земли, собственники вынуждены уничтожать такие леса — чаще всего просто сжигать молодую древесную поросль.

Поддержка лесоводства на выбывших из использования сельхозземлях может стать для государства одной из самых простых и эффективных мер по преодолению последствий кризиса. Во-первых, у значительной части таких земель уже есть собственники — люди, заинтересованные в том, чтобы земли использовались самым правильным и эффективным образом (если земля не годится в современных условиях для эффективного сельского хозяйства — она вполне может годиться для лесного). Во-вторых, эти земли рассредоточены по всей стране — вовлечение их в лесовыращивание будет создавать рабочие места не в каких-то отдельных центрах, а везде, где люди живут и владеют хоть какой-то бывшей сельскохозяйственной землей. В-третьих, это создаст разнообразие видов деятельности в сельских районах страны (добавит лесное хозяйство к сельскому), и тем самым сделает развитие сельских территорий более устойчивым. Наконец, некоторые собственники выбывших из использования сельхозземель могут стать эффективными организаторами вышеупомянутых общественных работ в области лесоводства.

Для того, чтобы все это стало возможным, необходимо сделать несколько важных шагов: внести в Земельный кодекс РФ и Классификатор видов разрешенного использования земельных участков изменения, позволяющие выращивать лес на сельхозземлях; утвердить подзаконный акт, предусмотренный статьей 123 Лесного кодекса РФ — «Леса на землях сельскохозяйственного назначения»; отменить наказания за выращивание леса на бывших сельхозугодьях. Кроме того, следует предусмотреть специальные меры государственной поддержки лесоводства на землях сельскохозяйственного назначения, аналогичные мерам поддержки остальных отраслей растениеводства.

Подробнее об этом можно прочитать здесь:

Леса и лесоводство на землях сельхозназначения в России: положение дел в 2020 году

http://www.forestforum.ru/