За тринадцать лет Лесной кодекс РФ поменялся на 84% — но остался таким же негодным и бездарным

 

За время действия нынешнего Лесного кодекса РФ, принятого в 2006 году, в него было внесено 47 наборов поправок, в том числе 46 — федеральными законами, и 1 — постановлением Конституционного суда. Максимум поправок пришелся на 2018 год, когда было принято восемь федеральных законов, вносивших изменения в Лесной кодекс. В 2019 году правительство отказалось от идеи править кодекс по кусочкам, и решило разрабатывать полностью новый Лесной кодекс (из этой идеи пока тоже ничего путного не вышло, но ни одного нового набора поправок к Лесному кодексу в 2019 году принято не было).

Чтобы понять, что может получиться из разработки нового Лесного кодекса в рамках нынешней системы законотворчества, если за дело возьмутся примерно те же чиновники и законодатели — полезно оценить, насколько изменился нынешний кодекс за тринадцать лет его действия, и к каким это привело последствиям. Для этого можно сравнить действующую редакцию Лесного кодекса (взяв ее, например, из Консультанта) с первоначальной, которая была официально опубликована в Российской газете в декабре 2006 года:

Лесной кодекс РФ — действующая редакция, декабрь 2019 года (Консультант)

Лесной кодекс РФ — исходная редакция, декабрь 2006 года (Российская газета)

Если сравнивать по абзацам (включая названия и отдельные пункты статей), деля их на измененные и не измененные — то получается, что в нынешней редакции Лесного кодекса всего 16% по объему текста приходится на абзацы, оставшиеся неизменными с 2006 года. Лесной кодекс не просто сильно поменялся, но и сильно увеличился в объеме по сравнению с исходной редакцией 2006 года: по числу букв и пробелов действующая редакция больше исходной в 2,4 раза.

При таких масштабных изменениях, и таком радикальном увеличении объема Лесного кодекса, действующую редакцию уже нельзя считать Лесным кодексом 2006 года. Фактически нынешний кодекс — это совершенно новый закон, в котором неизменными остались лишь исходная концепция («освоения лесов» — то есть не выращивания их, а использования как природного месторождения бревен и других материальных ресурсов), и основные подходы к распределению полномочий между участниками лесных отношений. При этом кодекс остался таким же негодным и бездарным, каким он был тринадцать лет назад — на его основе по-прежнему невозможно выстроить эффективную и экономически самодостаточную систему управления лесами, обеспечить надежную охрану лесов от пожаров, вредителей, болезней и нарушений лесного законодательства.

Если правительство и законодатели разработали и по частям приняли практически совсем новый Лесной кодекс, но он остался таким же дурным, как и исходный — логично предположить, что они (правительство и законодатели) просто неспособны сделать что-нибудь более разумное и качественное. А это значит, что если следующий Лесной кодекс будет разрабатываться ими же и в том же порядке, в котором разрабатывались прошлый и все поправки к нему — то получится в лучшем случае такая же чепуха, которую мы имеем сейчас.

http://www.forestforum.ru/