Законодательное собрание Пермского края внесло в Думу поправки к Лесному кодексу, касающиеся заготовки древесины для собственных нужд граждан

 

5 мая 2018 года Законодательное собрание Пермского края внесло в Думу поправки к Лесному кодексу, касающиеся заготовки древесины для собственных нужд граждан. Суть поправок состоит в наделении органов государственной власти субъектов РФ и, в соответствующих случаях, федерального органа, ведающего ООПТ, полномочиями по установлению не только порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, но и условий предоставления этой древесины. Ссылка на законопроект:

Законопроект № 458609-7 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации»

Интерес представляет не только сам законопроект, но и часть пояснительной записки к нему, описывающая нынешнюю ситуацию с заготовкой древесины для собственных нужд граждан в Пермском крае, и проблемы с правовым регулированием этой заготовки. Ниже приводится соответствующая часть пояснительной записки.

В большинстве субъектов Российской Федерации гражданам предоставлено право на получение древесины для собственных нужд для целей строительства, ремонта индивидуальных жилых домов и надворных построек и иных собственных нужд.

По смыслу части 1 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации на сегодняшний день любая семья (одиноко проживающий гражданин) может воспользоваться правом на получение деловой древесины в целях строительства и ремонта индивидуального жилого дома и надворных построек. Данное право гражданам установлено без учета фактической нуждаемости в древесине для строительства или ремонта индивидуального жилого дома, а также иных факторов.

Как показала практика реализации данной нормы, в большинстве субъектов Российской Федерации древесину для целей строительства, ремонта индивидуальных жилых домов фактически получают граждане, реально не нуждающиеся в древесине. Полученная по льготным ценам древесина становится объектом теневого оборота и перепродается по рыночным ценам (в Пермском крае — от 300 рублей до 1000 рублей за 1 куб. метр).

Так, в Пермском крае гражданам ежегодно для собственных нужд, за исключением отопления, предоставляется 1,0 млн. куб. метров качественной хвойной деловой древесины.

Фактически 70% такой древесины гражданами перепродается. В результате в настоящее время очередь на получение древесины составляет более 34 тысяч заявителей, и граждане, действительно нуждающиеся в строительстве индивидуального жилого дома, будут вынуждены ожидать своей очереди от 3 до 15 лет.

При этом действующее федеральное законодательство не предусматривает каких-либо условий получения гражданами древесины для собственных нужд. Практика правоприменения в ряде регионов показала, что и у субъектов Российской Федерации таких полномочий не усматривается.

В существующей редакции части 5 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации субъектам Российской Федерации дано право устанавливать порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд.

Исходя из буквального толкования данной нормы можно сделать вывод, что субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по установлению порядка заготовки древесины только лишь как технологического процесса, связанного с рубкой лесных насаждений, т.е. процессом спиливания, срубания, срезания деревьев.

Неоднозначность данной нормы позволяет утверждать, что у субъектов Российской Федерации отсутствует полномочие устанавливать порядок предоставления древесины, подтверждения наличия собственных нужд в древесине, предоставления каких-либо документов или сведений и т.д.

 

http://www.forestforum.ru/