В чем проблема со сплошными санитарными рубками в Подмосковье, и что нужно сделать для ее решения

Санитарные рубки леса являются важным видом лесопользования в России, особенно в густонаселенных регионах с преобладанием защитных лесов. По стране в целом они обеспечивают примерно 14% от годового объема заготовки древесины, в Центральном федеральном округе — около 41%, а в Подмосковье и еще в нескольких регионах малолесной зоны — практически 100%.

В последние годы санитарные рубки все чаще вызывают протесты граждан и общественных объединений, заинтересованных в сбережении ценных для них лесов, и объектом пристального внимания правоохранительных органов. Протесты касаются как конкретных рубок (например, в окрестностях того или иного населенного пункта или на той или иной ценной природной территории), так и целых районов и регионов; наиболее заметны они в двух столичных регионах — Подмосковье с Москвой и Ленинградской области с Санкт-Петербургом. Уголовные дела, связанные с незаконно назначенными санрубками, возбуждаются в разных регионах практически по всей стране. Тема нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и незаконной заготовки древесины под видом проведения санитарно-оздоровительных мероприятий становится все более заметной, общественно значимой, и эта тенденция в обозримом будущем явно сохранится.

Беспризорность лесов (ведущая к позднему обнаружению большинства очагов вредных организмов), длительные процедуры назначения и проведения санитарных рубок практически не позволяют использовать их как средство борьбы с вредителями и болезнями леса. Фактически санитарные рубки сейчас выполняют в лесах России две функции: уборку мертвой и поврежденной древесины, или оправдание заготовки древесины там, где рубки запрещены или ограничены.

В Московской области есть своя специфика. Во-первых, здесь действительно погибли большие площади лесов от пожаров 2010 года и вспышки численности короеда-типографа 2010-2013 г.г; во-вторых, у региона есть деньги на то, чтобы проводить санрубки и последующие мероприятия по восстановлению леса. Тем не менее, многие из этих рубок вызывают вопросы у жителей региона. Судя по обращениям жителей в Гринпис и по опыту общения с разными инициативными группами, беспокоят людей прежде всего следующие проблемы.

Сплошная санитарная рубка в Московской области (автор фотографии — Мария Васильева)

1. Возможность отдачи вырубаемых и расчищаемых территорий под застройку, с их огораживанием и исключением из свободного доступа граждан. Теоретически такого быть не должно, но люди опасаются, что установленные запреты не сработают (тем более, что случаев строительства различных объектов и заборов в лесах на землях разных категорий в Московской области огромное количество). Ситуацию усугубляет то, что львиная доля лесов Московской области, в том числе тех, в которых ведутся санитарные рубки, не поставлена на государственный кадастровый учет, что упрощает потенциальный вывод этих земель из государственной собственности и общего пользования граждан.

Случаев вывода плохо учтенного леса из государственной собственности и общего пользования граждан в Подмосковье хватает — вот, например, недавняя история с обнаружением целого преступного сообщества, расхищавшего участки земель лесного фонда.

Многие люди вполне обоснованно беспокоятся, что на месте вырубленного под предлогом борьбы с вредителями леса появится не новый лес, а какой-нибудь коттеджный поселок или что-нибудь подобное. Уровень доверия к представителям власти, утверждающим, что такого не произойдет, по вполне понятным причинам очень низок — людям нужны более весомые подтверждения, что лес останется лесом.

2. Рубка большого количества живых деревьев, или даже вовсе участков здорового леса. То, что это является обычным делом, подтверждается даже официальной конкурсной документацией на проведение санитарных рубок: по некоторым лесосекам, отведенным на 2016 год, выход деловой древесины достигает 76-87% от ликвидной, и даже по одному из лесничеств (Подольскому) в целом — 38%. Через несколько лет после событий, приведших к гибели леса, такой выход деловой древесины сразу по многим лесосекам может объясняться только включением в их границы значительных площадей живого леса.

При этом площади сплошных санитарных рубок весьма велики: например, в феврале 2016 года на торги выставлено больше ста лесосек площадью свыше десяти гектаров, а площади самых крупных превышают 60 га. При таких размерах сплошных санрубок участки включенного в них здорового леса также оказываются иногда весьма солидными: фактически получается, что в одну лесосеку включаются участки разного леса — как погибшего или сильно поврежденного, так и вполне здорового. Людей это не может не беспокоить, особенно если санрубка охватывает значительную часть леса, примыкающего к деревне или дачному поселку.

3. Неверие в то, что после санитарной рубки будет восстановлен хороший лес (хороший — в понимании обычного человека, для которого лес прежде всего является местом отдыха, сбора грибов и ягод, а не источником древесины). В Подмосковье практически нет примеров качественного лесовосстановления после более старых сплошных рубок (например, 90-х, когда приключилась прежняя вспышка численности короеда-типографа, и более ранних, когда в регионе массово проводились так называемые «лесовосстановительные» рубки). Большинство подмосковных сплошных рубок последних двух-трех десятилетий зарастает березой и осиной, хотя «на бумаге» практически везде проводилось лесовосстановление. И даже успешные лесные культуры часто представляют собой совсем не то, что хотелось бы видеть отдыхающим в лесах людям — чрезмерно загущенные хвойные монокультуры, через которые порой при всем желании не продерешься.

Хорошо ухоженный молодой лес, восстановленный после вырубки — для Подмосковья очень большая редкость; большинство нынешних жителей Москвы и области никогда такого леса не видело. Жизненный опыт и интуиция подсказывают многим, что красивого и удобного для отдыха леса на месте проводимых сейчас сплошных санитарных рубок они, скорее всего, не дождутся — и не удивительно, что в такой ситуации многие предпочли бы обойтись вообще без рубки.

4. Сжигание порубочных остатков. Это большая беда центральных районов Подмосковья, которую работники лесного хозяйства сильно недооценивают. При сжигании куч неликвидной древесины и порубочных остатков, особенно при сырой погоде (не в пожароопасный сезон), приводит к выделению такого количества дыма, что в прилегающих населенных пунктах уровень задымления может превышать тот, что был при катастрофических лесоторфяных пожарах в 2010 году. Такое задымление представляет реальную опасность для жизни и здоровья людей, особенно тех, кто страдает от хронических заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Сильное задымление всегда ведет к значительному росту смертности, особенно среди горожан, и так обитающих в далеко не благоприятной для жизни среде.

При всем этом сплошные санитарные рубки в Подмосковье неизбежны — как для ликвидации последствий уже произошедшей гибели лесов, так и для борьбы с новыми очагами вредителей и болезней леса (тот же короед-типограф никуда не делся, и рано или поздно проявится вновь). Распадающиеся погибшие лесные насаждения опасны — и в пожарном отношении (особенно на легких песчаных почвах), и в отношении возможного падения деревьев на дороги и людей. Пригодный для отдыха людей лес на месте распадающихся погибших лесов восстановится и естественным образом — но это может занять в лучшем случае полтора-два десятилетия. Участки леса вблизи поселений, заваленные мертвой древесиной и практически непролазные, беспокоят людей не меньше, чем участки леса, вырубленные без необходимости — а погибшие три-пять лет назад древостои как раз сейчас проходят стадию массового естественного распада.

Решить проблему выборочными санитарными рубками далеко не везде возможно: во-первых, во многих случаях при сильном разреживании древостоя оставшиеся деревья неизбежно будут вывалены ветром или усохнут из-за изменившихся условий жизни, и во-вторых, в преимущественно погибших насаждениях проведение выборочной рубки может быть технологически невозможным.

Поэтому совсем отказаться от проведения санитарных рубок, в том числе сплошных, в Московской области нельзя — но необходимо принять меры по уменьшению их неблагоприятных последствий, и по обеспечению большей их приемлемости для жителей Московской области и Москвы.

В частности, нужно сделать следующее.

1. Исключить или свести к минимуму возможность застройки и огораживания лесных участков, на которых проводятся сплошные санитарные рубки, и представить людям убедительные свидетельства того, что этот риск сведен к минимуму. Для этого:

а) обеспечить постановку на государственный кадастровый учет и отображение на Публичной кадастровой карте всех земель лесного фонда в Московской области и лесов на землях других категорий (в особенности городских лесов);

б) отказаться от любых инициатив, направленных на легализацию застройки и огораживания лесов, в том числе путем внесения изменений, касающихся предоставления лесов для осуществления рекреационной деятельности.

2. Провести проверку отведенных и запланированных на 2016 год сплошных санитарных рубок на предмет включения в них компактных участков здорового леса значительной площади (0,5 га и больше), и при наличии таких участков — исключить их из рубки.

В первую очередь провести такую проверку с размещением ее результатов в открытом доступе в сети Интернет по наиболее крупным сплошным санитарным рубкам (площадью более 10 га) с подозрительно большим выходом деловой древесины от общего объема (более 30%) — таких лесосек выставлено на конкурс в начале 2016 года 16 штук, и просто по наиболее крупным (более 50 га).

В случае, если проверка по этим лесосекам выявит большую долю санитарных рубок с необоснованным включением в границы лесосек компактных участков здорового леса, расширить ее на лесосеки меньшей площади, в первую очередь в тех лесничествах, где при выборочной проверке будут обнаружены наибольшие нарушения.

Кроме того, совместно с заинтересованными неправительственными природоохранными организациями проверить, насколько отведенные сплошные санитарные рубки, попадающие в границы особо охраняемых природных территорий, соответствуют режимам и целевому назначению лесов этих территорий (такая практика уже сложилась в Московской области в 2015 году).

Перечень выставленных на конкурс 25 февраля 2016 года сплошных санитарных рубок площадью более 10 га с выходом деловой древесины более 30%, и сплошных санитарных рубок площадью более 50 га:

3. Совместно с заинтересованными неправительственными природоохранными организациями и представителями инициативных групп граждан проверить (выборочно), к каким результатам привело лесовосстановление на участках сплошных санитарных рубок 2013-2014 г.г., а также на участках сплошных санитарных рубок, проводившихся после прошлой вспышки численности короеда-типографа (в конце 90-х).

По результатам этой проверки определить необходимые действия по повышению эффективности и результативности лесовосстановления после сплошных санитарных рубок, проводимых в Московской области, с целью наиболее быстрого восстановления ценных лесных насаждений, благоприятных для отдыха граждан.

В случае, если имеющиеся в распоряжении органов управления лесами Московской области кадровые и финансовые ресурсы не позволяют обеспечить эффективное лесовосстановление в полном объеме (вплоть до формирования сомкнутых насаждений целевого состава) — уменьшить площади проводимых санитарных рубок, перераспределив ресурсы в пользу лесовосстановления и ухода за молодняками.

4. Отказаться от сжигания порубочных остатков на участках, примыкающих к населенным пунктам и объектам инфраструктуры (в пятикилометровых зонах вокруг городов и поселков, и в километровых — вокруг малых населенных пунктов и объектов инфраструктуры), используя другие способы очистки лесосек.

В ситуациях, когда сжигание порубочных остатков неизбежно (в действующих очагах вредных организмов), допускать только постепенное их сжигание по мере разработки лесосеки — не более одной единовременно сжигаемой кучи на лесосеке, с прекращением сжигания в случае поступления жалоб от местных жителей на задымление.

5. Обеспечить превентивное (начиная с весны 2016 года) исполнение требований, внесенных в Лесной кодекс РФ федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 455-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования защиты лесов от вредных организмов» (в части размещения в открытом доступе актов лесопатологического обследования), а также размещение в открытом доступе других материалов, касающихся планируемых санитарных рубок (материалов отвода, сведений о планируемых мероприятиях по лесовосстановлению).

Эта работа Комитетом лесного хозяйства Московской области уже частично выполнена — создана общедоступная интерактивная карта санитарных рубок. Однако, карта нуждается в доработке: пока на ней размещена не вся информация по санитарным рубкам, а по некоторым размещенные материалы (акты ЛПО) не соответствуют самим рубкам.

http://www.forestforum.ru/