В Приморье готовится новая редакция закона о пчеловодстве, которая может существенно повлиять на лесной сектор в целом

На специальном интернет-портале для публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов Приморского края (аналогичном общероссийскому сайту REGULATION) размещен проект новой редакции краевого закона «О пчеловодстве в Приморском крае». Законопроект вводит новые нормы, которые могут существенно повлиять на ситуацию в лесном секторе региона в целом. Срок официального обсуждения — до 12 марта 2020 года. Ссылка на проект:

О внесении изменений в закон Приморского края «О пчеловодстве в Приморском крае»

Действующая редакция закона:

О пчеловодстве в Приморском крае

Официально законопроект предусматривает внесение изменений в существующий краевой закон о пчеловодстве, но фактически он предусматривает принятие нового закона (сформулировано это так: «внести в Закон Приморского края от 03 декабря 2013 года № 317-КЗ «О пчеловодстве в Приморском крае» … изменения, изложив его в следующей редакции»).

Большинство положений нового закона о пчеловодстве, как, впрочем, и старого, к лесу не относится. В целом закон явно направлен на очень серьезную поддержку пчеловодства самыми разными способами — от установления Дня пчеловода в Приморском крае (последней субботы августа) и воспитания бережного отношения к пчелам до господдержки пчеловодства в рамках программы развития сельского хозяйства.

К лесному хозяйству относится главным образом статья 11 законопроекта — «Охрана медоносных насаждений при осуществлении лесопользования». Выглядит она так:

Статья 11. Охрана медоносных насаждений при осуществлении лесопользования

1. Деятельность пчеловодов как лесопользователей определяется в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации.

2. Мероприятия, направленные на повышение продуктивности лесов, осуществляются с учетом требований, предъявляемых к деятельности в сфере пчеловодства.

3. В целях развития пчеловодства в лесничествах Приморского края выделяются зоны покоя, на территории которых в соответствии с Лесным планом Приморского края запрещается заготовка древесины определенных видов.

Аналогичная статья есть в действующем Законе о пчеловодстве в Приморском крае (это статья 10). Первые два пункта в ней такие же, а третий отличается. В действующем законе он выглядит так:

3. Проведение рубок лесных насаждений производится в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации, относящим приспевающие, спелые и перестойные насаждения с преобладанием липы (всех видов) к особо защитным лесным участкам — медоносным насаждениям.


В настоящее время зоны покоя для пчеловодства устанавливаются приложениями 45 и 46 к дополнительным таблицам и картам-схемам раздела IV Лесного плана Приморского края. Согласно Лесному плану, в этих зонах покоя запрещается запрещается заготовка древесины липы Таке, липы амурской и липы маньчжурской. Согласно приложению 46, общая площадь зон покоя для пчеловодства составляет 1,2 миллиона гектаров.

Еще одно изменение, касающееся лесов и лесного хозяйства, состоит в следующем. В действующем законе есть пункт, согласно которому пчеловоды имеют право «вывозить пчел на медосбор и размещать кочевые пасеки с письменного согласия собственников, владельцев, пользователей либо арендаторов земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, лесного фонда и иных категорий земель» — а в проекте нового аналогичного пункта нет.

К числу основных направлений политики Приморского края в области развития пчеловодства законопроект относит «обеспечение сохранности и преумножения дикорастущих растений-медоносов, являющихся источником для главного медосбора, включая создание зон покоя для пчеловодства» — такого пункта нет в действующем законе.

Законопроект вызвал отрицательную реакцию как минимум части приморских лесохозяйственников и лесопользователей. Основная их претензия к законопроекту состоит в том, что установление перечня видов деревьев, заготовка древесины которых не допускается, отнесено к полномочиям федерального правительства (ст. 29 и 81 Лесного кодекса РФ), а не органов государственной власти субъекта РФ. В федеральном перечне есть только один вид липы — липа Максимовича, растущая в диком виде на острове Кунашир в Сахалинской области.

Как будет развиваться ситуация дальше — пока непонятно.

 

http://www.forestforum.ru/