Группой депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации в Думу внесен законопроект, предусматривающий значительное расширение функций ЕГАИС учета древесины и сделок с ней, введение запрета на самовольное пребывание в лесах лиц с лесозаготовительной техникой и оборудованием, введение федерального государственного надзора за оборотом древесины и так называемых «административных обследований лесов». Ссылка:
Законопроект № 1054506-7 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с оборотом древесины»
Принятие такого законопроекта предусматривается президентскими поручениями, утвержденными по итогам совещания по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса, прошедшего 29 сентября 2020 года, а также правительственным Планом мероприятий по декриминализации и развитию лесного комплекса.
Законопроект отражает давнюю рослесхозовскую идею: не восстанавливая реальную лесную охрану и сколько-нибудь эффективное лесное хозяйство, навести порядок в лесах за счет усиления контроля за оборотом древесины уже после ее вывоза из леса (на дорогах, складах, перерабатывающих предприятиях и т.д.). Очевидно, что это совершенно нерабочая идея: при такой точности учета лесных ресурсов, как сейчас (когда актуальные материалы лесоустройства есть только по 1/7 части лесов страны, а достоверные — по малой доле от этой 1/7 части) этот контроль будет иметь очень косвенное отношение к тому, что в реальности происходит в лесу. Это будет лишь очередная имитация бурной государственной деятельности по контролю за лесопользователями и лесопользованием.
Если законопроект будет принят в кратчайшие возможные сроки (с учетом того, что лесное законодательство является предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ — это может произойти весной 2021 года), это будет 51 набор поправок, внесенный в Лесной кодекс РФ 2006 года с момента его принятия. К сожалению, все эти многочисленные наборы поправок нисколько не улучшают кодекс, и лишь превращают его из изначально хорошо структурированной глупости в глупость бесструктурно-хаотическую. Но ни законодателей, ни органы управления лесами это нисколько не смущает.
В ближайшие годы лесной комплекс России ждет долгий и жестокий кризис, связанный с исчерпанием наиболее ценных лесных ресурсов, катастрофическим кадровым голодом, хронически безумным и бессистемно меняющимся законодательством, и рядом других причин. Принятие таких законов, как этот, сделает кризис более глубоким и затяжным. Одной из необходимых мер по выходу из кризиса станет отмена всех или большинства этих законов, и полная переделка Лесного кодекса (разумеется, заниматься этим должны будут уже другие законодатели и другие лесные чиновники — нынешние давно достигли своего потолка, выше им уже не подняться).
Ссылки на предыдущие сообщения по этой теме:
Утвержден перечень президентских поручений по итогам совещания о развитии и декриминализации лесного комплекса
Предварительный список регионов, в которых может быть проведен в 2021 году эксперимент по частичному возвращению лесного надзора на федеральный уровень
Результаты опросов по темам, которые обсуждались на совещании о развитии и декриминализации лесного комплекса 29 сентября 2020 года
Краткая хронология «Плана мероприятий по декриминализации и развития лесного комплекса» от 1 октября 2020 года
Опрос: Как вы оцениваете, с точки зрения ожидаемой пользы или вреда, план мероприятий по декриминализации и развитию лесного комплекса?
Тайный план декриминализации и развития лесного комплекса