Самарской губернской думой в Государственную думу внесен законопроект «О внесении изменений в главу 8 Лесного кодекса Российской Федерации», предусматривающий введение реестра недобросовестных участников аукционов и недобросовестных правообладателей лесных участков, а также оснований для отказа в допуске к участию в лесном аукционе лиц, внесенных в этот реестр.
Часть 8 статьи 79 Лесного кодекса РФ предполагается дополнить пунктом 6 следующего содержания: «8. Основаниями для отказа в допуске к участию в аукционе являются: … 6) наличие в реестре недобросовестных участников аукционов, недобросовестных правообладателей лесных участков информации о заявителе».
Соответствующие лица, согласно законопроекту, будут находиться в реестре в течение двух лет с даты внесения. Вот кого туда предлагается включать:
«В реестр недобросовестных участников аукционов, недобросовестных правообладателей лесных участков включаются сведения об участниках аукционов, уклонившихся от заключения договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждении по результатам аукциона, либо с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров, либо в случае их односторонних отказов от договоров (исполнения договоров) аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также о лицах, привлеченных к административной ответственности два и более раза в течение трех лет за нарушения лесного законодательства».
Сама по себе идея реестра недобросовестных участников лесных аукционов и недобросовестных правообладателей лесных участков вполне разумна. Однако, в предложенном виде реестр может превратится в мощный инструмент для выколачивания из лесопользователей так называемой «административной ренты» — разнообразных официальных или неофициальных платежей в бюджет или в карманы его блюстителей. Связано это с мутностью и мелочностью нынешнего лесного законодательства: практически любого лесопользователя можно очень легко привлечь к административной ответственности два или более раза в течение трех лет за незначительные и не имеющие реального отношения к добросовестному использованию лесных участков нарушения, такие, например, как неустановку достаточного количества деляночных столбов, несвоевременное представление декларации о сделках с древесиной, оставление «недорубов» и т.д. Привлечение или непривлечение лесопользователя к административной ответственности при нынешнем лесном законодательстве — это чаще показатель не добросовестности или недобросовестности этого лесопользователя, а ретивости надзирающих инстанций и отношений между ними и лесопользователями.
При настолько мелочном лесном законодательстве, как сейчас, отнесение лесопользователей, дважды за три года административно наказанных за лесонарушения, к недобросовестным — станет механизмом скорее «кошмаренья» бизнеса, чем наставления его на путь истинный и наведения в лесах порядка. Чтобы этого не произошло — надо или законодательство менять, чтобы к ответственности нельзя было привлекать за ничтожные и надуманные нарушения, или в предлагаемом законе подробно прописывать, за какие нарушения можно включать лесопользователей в реестр недобросовестных, а за какие — нельзя.
Ссылка на внесенный в Думу законопроект:
Законопроект № 20654-7 «О внесении изменений в главу 8 Лесного кодекса Российской Федерации»