Счетная палата в соответствии с бюджетным законодательством приступила к рассмотрению результатов проверки исполнения бюджета и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2014 год главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС). Основные результаты публикуются на сайте контрольного органа по мере утверждения Коллегией соответствующих заключений.
Коллегией Счетной палаты утверждены заключения на исполнение федерального бюджета в следующих ГРБС: Рослесхоз, Россельхознадозор, Ространстуризм, Росавтодор, Ростуризм, Госфильмфонд, , Рособоронзаказ, Рособоронпоставка, Министерство по делам Крыма и Министерство по делам Северного Кавказа.
По итогам проверки в Рособоронзаказе (ликвидирован) и Рособоронпоставке (ликвидирован) существенных нарушений не выявлено, бюджетная отчетность составлена в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и является достоверной.
По остальным ГРБС выявлены следующие нарушения.
Федеральное агентство лесного хозяйства
Рослесхозом доходы федерального бюджета в 2014 г. исполнены в объеме 19,3 млрд. руб., или 106,6% от законодательно установленного прогнозного показателя.
В связи с тем, что не обеспечено поступление причитающихся к уплате неналоговых доходов и сокращение объема недоимок, недоимка по платежам в федеральный бюджет увеличилась на 10,8% и составила 5,6 млрд. руб., что свидетельствует о неэффективном исполнении Рослесхозом функций главного администратора доходов.
Основную долю недобросовестных плательщиков образуют предприятия, реализующие инвестиционные проекты в области освоения лесов. В Красноярском крае это ООО «Ангара Пейпа», имеющее задолженность перед федеральным бюджетом в размере 173,8 млн. рублей, ООО «Минусинский лес» — 160,3 млн. рублей, ООО «Енисейский фанерный комбинат» — 43,2 млн. рублей; в Рязанской области — ООО «Лесопромышленная компания» — 67,7 млн. рублей, в Ивановской области ООО «Ивановский лес» — 21,6 млн. рублей.
Кассовое исполнение бюджетных ассигнований Рослесхозом в 2014 г. составило 32 млрд. руб., или 99,2% от законодательно предусмотренного объема.
Наблюдается тенденция роста остатков денежных средств на счетах бюджетных учреждений, образовавшихся за счет остатков неиспользованных субсидий на государственное задание и иные цели. По сравнению с 2013 г. сумма остатков неиспользованных субсидий на государственное задание подведомственных учреждений Рослесхоза увеличилась в 2,3 раза и составила 51,6 млн. руб.
Объем дебиторской задолженности Рослесхоза по состоянию на 1 января 2015 г. составил 5,7 млрд. руб., по сравнению с 2013 г. ее объем увеличился на 15,9%. Основную долю задолженности (87,1%) составляют расчеты по плате за использование лесов.
Объем кредиторской задолженности увеличился в 32 раза и составил 19,7 млн. руб., что вызвано образованием задолженности за выполненные работы и услуги в рамках Соглашения от 8 июля 2013 г. о займе между Российской Федерацией и МБРР в рамках проекта «Реформирование лесоуправления и меры по борьбе с лесными пожарами в России». Проверяющими отмечается отсутствие должного контроля за реализацией проекта на всех его стадиях. Так заключение контрактов проводилось в отсутствии оценки целесообразности оснащения регионов оборудованием и эффективности его использования. Не были определены конечные результаты реализации проекта, не соблюдались сроки поставки оборудования.
Кроме того, в ходе проверки установлено завышение стоимости поставляемого оборудования и товаров, к среднерыночным ценам аналогичных товаров от 36 до 440 %, на сумму почти 72 млн. рублей, что привело к неэффективному расходованию бюджетных средств и имеет коррупционные риски.
До настоящего времени, несмотря на проводимую Минприроды России и Рослесхозом работу остается нерешенным вопрос по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность федерального резерва сил Рослесхоза, участвующего в ликвидации лесных пожаров. В отсутствии соответствующих полномочий Рослесхозом в 2014 году произведено финансирование затрат ФБУ «Авиалесоохрана» на содержание указанного резерва в объеме 585,1 млн. рублей, что повлекло нецелевое использование средств. Также остаются неурегулированными отношения федерального резерва Рослесхоза и специализированных региональных структур при тушении лесных пожаров. Федеральный резерв до сих пор оказывает регионам услуги по тушению пожаров в рамках предпринимательской деятельности, а полученные средства (415 млн. рублей) тратятся на содержание учреждения и как отмечается проверками не всегда неэффективно.
Прочие финансовые нарушения составили 465,9 млн. рублей, из них неэффективное и нерезультативное использование бюджетных средств составило 380 млн. рублей. Главная причина — низкое качество выполняемых исполнителями и соисполнителями работ по контрактам, а также отсутствие внедрения результатов работ в деятельность Рослесхоза.
Так, при 100% оплате работ по подготовке документов для постановки на кадастровый учет лесных участков по заключенным 3-м госконтрактам (1,7 млрд. рублей) не получены кадастровые паспорта на 13% от сформированных лесных участков на сумму 238 млн. рублей.
Отмечается крайне низкая результативность дистанционного мониторинга использования лесов проводимого Рослесхозом с целью выявления фактов нарушений лесного законодательства. Возмещено только 0,03% от выявленного в результате незаконных рубок ущерба на сумму 3 млрд. рублей. При этом на проведение мониторинга было израсходовано 137 млн. рублей.
Установлено также, что в нарушение правил учета и расходования бюджетных средств, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, Рослесхоз направил ряду регионов (Новосибирской, Нижегородской, Калужской, Волгоградской, Мурманской областям и Алтайскому краю) субвенции из нераспределенного резерва в размере 91,2 млн. рублей при отсутствии обосновывающих документов.
Также была произведена оплата работ, выполненных коммерческой организацией по разработке Учетной политики Рослесхоза и рекомендаций по внутреннему аудиту стоимостью 3,6 млн. рублей, которые так и не были использованы ведомством.
Рослесхозом допущено неправомерное использование бюджетных средств в объеме 0,5 млн. рублей, предоставленных ФБУ «Рослесозащита» на выполнение работ не предусмотренных уставом учреждения.
Другим фактом неправомерного использования бюджетных средств является предоставление субсидии в сумме 6,3 млн. рублей на приобретение жилья сотруднику Рослесхоза. Как было установлено в ходе проверки, решение жилищной комиссии Рослесхоза о постановке указанного сотрудника на учет и выделении ему субсидии на приобретение жилого помещения было принято на основании представленных им заведомо неверных сведений об имуществе без проведения соответствующей проверки.
В 2014 году не достигнуты значения по 13 показателям госпрограммы «Развитие лесного хозяйства» из 37, или 35,1%, что говорит о неэффективном выполнении мероприятий.
Имеются значительные риски недостижения намеченных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года целевых значений макроэкономических индикаторов, в том числе показателя «Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины (освоение расчетной лесосеки), фактическое значение которого в 2014 году составило 29,2% против планового показателя 33%.
Отмечены недостатки при формировании Рослесхозом государственного задания, например, в части установления подведомственным учреждениям объемов работ и услуг в отсутствии обосновывающих документов. Также, установлены факты необоснованности плановых объемов субсидий на выполнение государственных работ (услуг). Применяемый Рослесхозом Порядок определения нормативных затрат на оказание работ, услуг и содержание имущества, устарел. Отмечается отсутствие контроля со стороны Рослесхоза за выполнением подведомственными учреждениями государственных заданий.
Выявлены нарушения в сфере госзакупок. Так, план-график заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг был размещен Рослесхозом в интернете на полгода позже установленных сроков.
В ходе проверки были отмечены недостатки при управлении федеральным имуществом. На балансе подведомственных учреждений числится не используемое в деятельности имущество (самолеты, жилые здания, техника и оборудование). Не зарегистрированы права на недвижимое имущество и сделок с ним почти на 2 тысячи единиц имущества.
По итогам контрольного мероприятия Коллегия Счетной палаты приняла решение направить представление в Минприроды России, представление в Рослесхоз, обращение в Генпрокуратуру и заключение о результатах внешней проверки в Государственную Думу, Совет Федерации и Федеральную службу безопасности Российской Федерации.