Круглый стол в г. Сыктывкаре 2006 г. Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я хочу поприветствовать всех участников «круглого стола», посвящённого проблемам российской лесной отрасли. Сразу хотел бы отметить, что в текущем, непростом году отрасль развивается достаточно устойчиво. Мы видим позитивную динамику и в сфере лесозаготовок, и на предприятиях, выпускающих готовую продукцию. Хорошими темпами растёт экспорт российских стройматериалов, бумаги, целлюлозы. И, наоборот, как мы того и хотели, экспорт необработанного, так называемого круглого леса, кругляка, снизился почти на 4%. Всё это результат работы и отечественных инвесторов, и наших зарубежных коллег, осваивающих российский рынок.

В январе-августе сего года лесозаготовки выросли на 8,8%, производство древесины увеличилось на 11,8%, целлюлозы, бумаги, картона — на 7,1%. В первом полугодии сего года экспорт пиломатериалов вырос на 13%, целлюлозы — на 7,3%, бумаги — на 1,1%. И наоборот — экспорт круглого леса, как я уже сказал, снизился на 3,9%.

Вчера у меня была возможность ознакомиться с крупными инвестиционными проектами и в Сыктывкаре, и на местах в режиме видеоконференции — вы, наверное, обратили внимание: средства массовой информации рассказывали об этом. Мы со специалистами обсудили перспективы развития отечественного лесоперерабатывающего комплекса.

И сегодня продолжим этот разговор в формате «круглого стола». Надеюсь, сможем предметно рассмотреть вопросы, проблемы, актуальные для лесной отрасли страны.

Напомню, что Лесной кодекс, принятый в 2006 году, задал новые правила лесопользования. Одновременно появились нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в сфере освоения лесов, а также был утверждён график поэтапного повышения экспортных пошлин на необработанный лес.

При этом мы предложили нашим зарубежным коллегам внятную и перспективную альтернативу — предложили строить перерабатывающие заводы на российской территории. Для таких инвестиций не было, нет и не планируется вообще никаких ограничений.

В целом стремимся проводить конструктивную политику, брать во внимание все факторы. Вы знаете, что, учитывая кризисную ситуацию в мировой экономике и обращения к нам наших зарубежных партнёров, мы дважды откладывали очередной этап повышения пошлин на кругляк.

Но при этом хочу подчеркнуть, стратегическая задача остаётся неизменной: Россия должна уходить от модели сырьевого экспорта — это вчерашний день.

Мы убеждены, что наша ниша на мировом рынке — это продукция с высокой добавленной стоимостью, а это стройматериалы, бумага и так далее и тому подобное. Именно в России, а не где-нибудь в другом месте должны создаваться новые рабочие места, уплачиваться налоги в бюджет, развиваться так называемые лесные территории.

Что там говорить, вы же всё прекрасно понимаете. Я вчера был в Сыктывкаре, спрашиваю у одного из специалистов: «Сколько получаете?» Долго мялся, но сказал в конце концов. Специалист хороший, высокой квалификации — 70 тыс. рублей. Для России это очень неплохая заработная плата, особенно в таком регионе. Нам нужны вот такие места, чтобы люди наши жили лучше, чтобы экономика развивалась, чтобы налоги платили в местные бюджеты. Вот это результат появления производства продукции с высокой добавленной стоимостью — то, к чему мы стремимся.

Собственно, под эту задачу мы и выстраивали всю цепочку отношений в лесной отрасли, а также вводили меры государственной поддержки лесопромышленного комплекса, стимулировали крупные инвестиционные проекты, в том числе и с иностранным участием, разумеется.

Речь идёт о предоставлении лесных участков без аукционов и снижении арендной платы на 50% для тех инвесторов, которые реализуют проекты комплексного освоения лесов. Кстати говоря, вчера в ходе видеоконференции на связи у нас было одно из предприятий Иркутской области. Они обратили внимание на то, что они уже работают и инвестиции сделали приличные и никак им не удается получить необходимые участки леса для создания сырьевой базы. Несмотря на то, что они имеют право на определенные преимущества, их выталкивают на конкурс, а на конкурсе не дают ни шиша. Я обещал, что доведу эту информацию до губернатора, выразил надежду на то, что губернатор отреагирует соответствующим образом.

Д.Ф.Мезенцев, губернатор Иркутской области: Я завтра буду в Иркутске и в понедельник к этому вопросу вернусь. Владимир Владимирович, там дело не только в бюрократических проволочках Агентства лесного хозяйства, министерства лесного хозяйства области. Они 115 тысяч забраковали, потому что им не понравилось качество того леса, и сейчас идёт работа по подготовке нового участка. До понедельника принципиальные вопросы с ними будут проговорены и, я думаю, решены.

В.В.Путин: Им не понравилось, а тем, кто работает в лесу, — им нравится, но не дают, понимаете? Я Вас прошу повнимательнее на это посмотреть. Уверен, если Вы лично займётесь, проблема будет решена.

Д.Ф.Мезенцев: Спасибо, Владимир Владимирович. Принимается.

В.В.Путин: Кроме того, за счёт средств федерального бюджета — я сейчас продолжаю говорить о наших мерах поддержки, — за счёт средств федерального бюджета субсидируются процентные ставки по кредитам на техническое перевооружение и модернизацию производств, а также на создание межсезонных запасов древесины.

Начата и программа экспорта продукции с высокой степенью обработки. В 2009 году мы выделили небольшие деньги — чуть больше 0,5 млрд рублей было, а в 2010 году — уже 1,7 млрд рублей.

Сегодня хотел бы услышать вашу точку зрения, уважаемые коллеги. Всё ли сделано оптимально? Наверняка есть проблемы, есть какие-то шероховатости. Что ещё необходимо сделать с учётом перспективы развития отрасли? Можем поговорить и давайте поговорим на тему о том, как чувствует себя в отрасли крупный бизнес и чего не хватает для поддержки малых и средних предприятий. Имеют ли они возможность реализовать свой потенциал?

По данным Минпромторга России, за последние несколько лет уже реализовано 12 проектов комплексного освоения лесов. Ещё девять проектов будет завершено до конца текущего года. Всего инвестировано порядка 70 млрд рублей. Создано около 7 тыс. новых рабочих мест. Хотелось бы понять, каковы дальнейшие планы инвесторов отрасли? И не только с точки зрения будущих объёмов производства. Для государства в первую очередь важно качество новых проектов. Будущие арендаторы должны обеспечивать рациональное использование лесных ресурсов, выполнять все обязательства по охране и лесовоспроизводству.

Для нас принципиально значимо, чтобы лесопереработка избавилась от имиджа грязного производства, стала ресурсосберегающей, инновационной отраслью, соответствующей строгим экологическим стандартам.

И последнее. Не могу не затронуть, конечно, и проблему природных пожаров, от которых этим летом серьёзно пострадали тысячи наших граждан. Общая площадь пожаров составила 1,6 млн гектаров. Это, конечно, меньше, чем в 2008 и в 2009 годах. Но особенность в том, что из-за аномальной жары именно в европейской части температуры держались около 40 градусов в течение двух месяцев, а в некоторых регионах России — в Поволжье — за 2-3 месяца не было ни одной капли дождя. Но это густонаселённые районы страны, и поэтому эта жара и эти пожары обернулись большим уроном, трагедией. За последние 10 лет наибольшие площади пожаров были отмечены в 2003 году — 2,4 млн га, в 2009-м было уже 2,1 млн га площади, а в 1972 году от пожаров погибло 4,5 млн га. В этом году — 1,6 млн га, а в 1972 году — 4,5 млн га! В большинстве случаев огонь в населённые пункты пришёл из леса.

Конечно, изменения, которые произошли в соответствии с Лесным кодексом, — мы с вами прекрасно понимаем — ситуацию не ухудшили. Мы передали в регионы Российской Федерации, в субъекты Российской Федерации право и обязанность следить за лесом, оберегать его от пожаров, но мы передали туда и всю технику, возможности, а она уже устарела. Ничего там на самом деле регионы не ухудшили. Надо сказать по-честному: как правило, и не улучшили — это всё устаревшая техника. Было бы лучше, если бы всё это осталось в руках федеральных органов власти? Я, честно говоря, очень сомневаюсь. Дело не в том, что передали на региональный уровень. А дело в том, что мало делали для того, чтобы улучшить материально-техническую базу тех подразделений, которые должны бороться с лесными пожарами и их предупреждать. Ни на федеральном уровне не делали — передали в регионы, ни на региональном ничего не делали или делали недостаточно. Поэтому нужно рассмотреть проблемные вопросы в системе охраны и управления лесным хозяйством, выявить эти слабые места и организационно поправить. Самое главное — нужно наращивать технические возможности.

Конечно, мы будем восстанавливать не только жильё. Вы знаете, что работы по восстановлению сгоревшего жилья идут самым активным образом. Надеюсь, в срок работа будет закончена, и в ближайшее время, в конце октября, уже всё должно быть сделано. Некоторые регионы пострадали позднее, там у них сдвижка будет по срокам на один месяц. Но, разумеется, будем восстанавливать и сгоревшие леса. Будет закуплена и поставлена в регионы необходимая противопожарная техника. Все решения на этот счёт приняты, а средства предусмотрены в бюджете. Рослесхозу дополнительно выделяется в следующем году 8,5 млрд рублей: 3,2 направляются как раз на восстановление лесов и 5,3 млрд на пожарную безопасность.

Вы знаете также, что Агентство лесного хозяйства передано в прямое подчинение Правительства Российской Федерации. Планируем создать единый регулятор, сконцентрировать в одном федеральном органе и полномочия, и ответственность за состояние лесного хозяйства. Причём речь идёт не только о лесном фонде, но и о лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, о сельских, других лесах. По сути, правила и технологии охраны лесов везде одинаковы.

В то же время основные функции по управлению лесами у нас осуществляют субъекты Федерации, получая на эти цели субвенции из федерального бюджета. И сейчас мы должны провести детальный анализ: насколько эффективно регионы исполняют эти полномочия и насколько они были готовы встретить стихию. Как я уже сказал, думаю, к худшему там ничего не изменилось, но, к сожалению, к лучшему тоже мало что сделали. А делать нужно. И последние события этого года показали нам, что нужно внимательно относиться к этим проблемам.

Думаю, что в дальнейшем Рослесхоз должен регулярно составлять рейтинги качества работы регионов в сфере лесных отношений, и по итогам мы будем делать выводы и принимать управленческие решения.

Давайте начнём работать. Мы вчера руководителя лесного хозяйства уже слушали. Я полагаю, будет правильным, если мы предоставим слово и руководителям регионов — побольше, и тем людям, которые непосредственно работают в лесу, возглавляют наши лесоперерабатывающие и лесозаготовительные предприятия. Начнём с региона, который гордится тем, что у него большое количество территории как раз покрыто лесом, и причём лесом промышленного назначения. Пожалуйста, Позгалёв Вячеслав Евгеньевич — губернатор Вологодской области.