Бревно на экспорт не поедет: Лесная отрасль Тверской области на пороге больших перемен

С 2022 года в России введут запрет на вывоз за границу необработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород. Об этом президент Владимир Путин заявил по итогам совещания о развитии и декриминализации лесного комплекса. По мнению главы государства, происходящее в отрасли «ни в какие ворота не лезет».

У бизнеса, который работает в сфере заготовки и переработки леса, есть год, чтобы перестроить работу под новый формат. Государство готово в этом помочь и запустить специальные программы по стимулированию развития глубокой переработки. А декриминализации отрасли будет способствовать создание федеральной информационной системы лесного комплекса – общего для всех субъектов РФ электронного госреестра по учету древесины и сделок с ней. В пилотном режиме система должна заработать уже с 1 января следующего года. А с 1 июля ее использование станет обязательным для всех регионов.

В Тверской области сигнал к действию приняли. Уже на следующий день после заявлений Владимира Путина губернатор Игорь Руденя провел совещание с представителями лесной отрасли региона. На нем обсудили проблемы отрасли, определили первоочередные мероприятия по ее поддержке. Министр экономического развития Иван Егоров представил программу развития лесного комплекса. 

Главный ресурс

Лес – наш главный природный ресурс, ценное сырье. У нас нет ни нефти, ни газа. Но мы живем в самом лесистом регионе Центральной России: 4,8 миллиона гектаров занято лесными насаждениями.  И площадь наших лесов растет. По итогам прошлого года в Гослесфонд передано 4,8 тыс. га земли, занятой лесами, в планах на этот год – пополнить фонд еще на 65,9 тыс. га. Кроме того, по программе сохранения лесов проводятся лесовосстановительные мероприятия. По темпам восстановления лесов Тверская область уже третий год занимает первое место в стране!

На территории Тверской области 340 компаний, занимающихся заготовкой и переработкой леса. В последние годы в лесной отрасли наводят порядок, компании начинают платить налоги «в белую», и сегодня наш регион по объемам «лесных» налогов, которые отчисляются в федеральный бюджет, занимает второе место в России. И для регионального бюджета лесной комплекс далеко не последний налогоплательщик: в прошлом году в областную казну от деятельности предприятий этой отрасли поступило 1,4 млрд рублей, тогда как в 2016-м поступления не превышали 756 млн рублей.

А объем отгрузки продукции глубокой переработки древесины с 2016-го по 2019 год вырос у нас на 72%.

В регионе идет активная борьба с незаконными вырубками – штрафы и санкции вплоть до отзыва лицензии заставили многих лесозаготовителей пересмотреть свою политику и заняться легальным бизнесом – с уплатой налогов, оформлением трудовых отношений и т.д. Когда стало понятно, что в Тверской области в лесной сфере наводится порядок, туда потекли инвестиции – сегодня в лесопереработке региона семь крупных инвестиционных проектов. Например, в Торжокском районе компания «СТОД» вложила 26,3 млрд рублей в строительство лесоперерабатывающего комбината. В Весьегонске реализуется инвестиционный проект компании «Лагуна», объем привлеченных средств составляет 800 миллионов рублей. В Вышнем Волочке благодаря инвестициям в 356 млн рублей возродили леспромхоз. Также успешно работают ООО «Дискавери-Пено», Нелидовский ДОК, ООО ЛПХ «Сияние».

Временные трудности

Представители лесной отрасли еще в прошлом году столкнулись с проблемами, которые сильно повлияли на рентабельность деятельности. Осень была дождливой, зима – теплой, в результате не только не удалось заготовить планируемый объем древесины, но и вывезти с делянок то, что уже спилили. А потом грянул коронавирус, работа многих промышленных предприятий остановилась частично или полностью: падение спроса на продукцию, сокращение экспортных поставок. И лесопереработчикам потребовалась поддержка: договариваться об отсрочке налогов, убедить контрольные ведомства не применять штрафы. Требовалось также помочь лесной отрасли в приобретении посадочного материала для лесовосстановления – предприятия обязаны высаживать новый лес взамен вырубленного, но средств на эти цели у них не было.

По признанию одного из лесопромышленников, если бы не энергичные действия областного правительства и лично Игоря Рудени, сегодня лесная отрасль не досчиталась бы десятков «бойцов». А регион лишился бы нескольких сотен рабочих мест. Значимой была отсрочка по внесению арендной платы за лес, поддержка в лесовосстановлении.

На совещании в региональном правительстве 30 сентября рассмотрели дополнительные меры поддержки местного лесопромышленного комплекса. Будут проработаны механизмы стимулирования увеличения объема глубокой переработки древесины, модернизации предприятий. Планируется, что на поддержку отрасли до 2025 года направят 752 млн рублей. К слову, полномочия региональных властей по вмешательству в хозяйственную деятельность лесозаготовителей могут расширить. Возможно, уже этой осенью Госдума рассмотрит поправки в действующий Лесной кодекс.

От людей до машин

Мы спросили у экспертов лесной отрасли, чего именно следует ожидать тверскому лесопромышленному комплексу в ближайшие годы. На что надеются и чего ждут от властей компании, которые работают в этой отрасли?

Наши собеседники считают, что, если политика государственной поддержки лесной отрасли сохранится, через пару лет мы ее не узнаем. Правда, для этого необходимо помочь лесопереработчикам решить несколько серьезных проблем. И главная из них – техническое состояние многих предприятий. Вся заготовка леса и переработка сегодня в частных руках, у нас не осталось государственных лесозаготовителей. А частники решают прежде всего вопросы тактические – добыть лес, переработать, продать, получить прибыль. Есть те, кто инвестирует в развитие производства, закупает современное оборудование, модернизирует цеха своих предприятий. Но частник не будет вкладываться, например, в развитие лесного машиностроения, в проектирование новой техники.

– В итоге мы пришли к тому, что у нас отсутствует целый класс отечественной техники для лесной отрасли. Сами лесопромышленники не потянут такую программу технического перевооружения. Для этого должна быть государственная программа с четкими условиями участия в ней, которая даст возможность предприятиям отрасли совершить технологический прорыв, – считает директор Вышневолоцкого леспромхоза Александр Зеленин. И поясняет, для чего нам нужны собственные разработки в лесном машиностроении. Во-первых, импортную технику закупают за валюту, а ее курс растет, в итоге увеличивается конечная себестоимость продукции. Во-вторых, в лесном машиностроении базовые машины (трелевочные тракторы, например) лучше разрабатывать с учетом условий эксплуатации в конкретном регионе.

Вторая проблема, как и везде, кадровая. Квалифицированных специалистов не хватает.

– Сегодня молодому специалисту недостаточно достойной зарплаты, — рассуждает председатель регионального Союза лесопромышленников, директор Нелидовского ДОКа Руслан Лебедев. – Сегодня тем, кто приходит в отрасль, нужны четкие карьерные перспективы, хорошие бытовые условия, которые не всегда можно обеспечить в отдаленных муниципалитетах.

Специалистов для лесной отрасли региона готовит Тверская сельхозакадемия. Исполняющий обязанности ректора Павел Мигулев считает, что необходимо увеличивать бюджетный набор. Он отметил, что практически всех студентов этого направления «разбирают» еще на старших курсах — руководители предприятий ЛПК заранее присматривают себе будущих сотрудников.

– Сегодня у нас заняты все 20 бюджетных мест по специальностям «Лесное хозяйство» и «Лесопереработка», – говорит Павел Иванович. – Это востребованные направления, мы можем готовить больше специалистов, если понадобится экономике. 

Имидж – все

Говорили наши собеседники и об имидже лесной отрасли.

– В 90-е годы о нашей отрасли писали только в связи с разоблачением очередной группы «черных лесорубов», – рассказал Руслан Лебедев. – В итоге многие до сих пор считают, что лесная отрасль – это какие-то криминальные компании, зарабатывающие на незаконных порубках. Хотя можно посмотреть статистику и убедиться, что незаконные вырубки сокращаются с каждым годом. Серьезная компания, которая хочет работать на рынке долго, просто не будет заниматься такими вещами. Тем не менее репутация лесной отрасли не меняется с 90-х годов, и это очень жаль.

Возможно, в ближайшие годы ситуация изменится кардинально. Появление дополнительного контроля в лице федеральных инспекторов, внедрение современных технологий, техническое перевооружение, новые инвестиционные проекты не могут не повлиять на развитие лесопромышленного комплекса и отношение к нему.

https://vedtver.ru/news/economy