|
Работу на местах поставят под жесткий контроль
Прошедшее в марте в Санкт-Петербурге Всероссийское совещание, на котором были подведены итоги работы лесного хозяйства страны в 2010 году и намечены приоритеты развития отрасли, подняло целый пласт серьезных проблем, связанных с неэффективным расходованием бюджетных средств. Ежегодно из федерального бюджета государство выделяет регионам солидные средства, которые предназначены на проведение лесозаготовительных работ, а также для устранения последствий лесных пожаров и стихийных бедствий. Судя по поступающим отчетам, эти деньги успешно осваиваются, в зоне сплошных рубок всходит будущий лес, буреломы очищаются, а горельники и ветровалы успешно ликвидируются.
До недавних пор было принято ориентироваться на представляемые регионами данные, многие из которых свидетельствовали о победном шествии лесовосстановительных работ по российским лесам. Как выяснилось, отчеты зачастую далеки от реальной картины, открывающейся при первых попытках заглянуть на лесные участки. Во второй половине прошлого года, после переподчинения Федерального агентства лесного хозяйства непосредственно российскому правительству, Рослесхоз приступил к инвентаризации лесов. Выборочные проверки показали, что порой лесовосстановительные работы можно обнаружить только на бумаге. На совещании в Санкт-Петербурге руководство Федерального агентства лесного хозяйства четко обозначило свою позицию: отныне результаты государственной инвентаризации с негативным оттенком лягут на стол прокурора.
Хватит лукавить
Аудитор Счетной палаты РФ Михаил Одинцов публично заявил о крайне низкой эффективности использования федеральных средств, направляемых в регионы для осуществления полномочий в области лесных отношений. Он призвал регионы не лукавить, когда заходит речь о недостаточном уровне финансирования. «Почти половина средств расходуется безрезультатно», – подвел Михаил Одинцов неутешительный результат проведенных Счетной палатой проверок. Многие регионы, рассказал аудитор, ссылаясь на дефицит средств, отказались от проведения лесовосстановительных работ. Одновременно от 55 до 70 процентов выделяемых субвенций регионы истратили на содержание административно-управленческого аппарата.
С другой стороны, на крайне низком уровне остается качество арендных отношений. В среднем по России уровень освоения лесосеки не достигает даже 50 процентов, что приводит к необоснованной консервации лесных ресурсов. При этом, отметил Одинцов, договоры аренды составлены таким образом, что в случае невыполнения условий аренды расторгнуть отношения с лесопользователем невозможно даже в судебном порядке. По мнению аудитора Счетной палаты, необходимо пересмотреть типовые договоры аренды лесных участков и более четко прописать в них ответственность за неисполнения условий аренды.
Еще одна обозначенная Одинцовым проблема – это незаконные рубки, ущерб от которых в масштабах страны оценивается в 10 миллиардов рублей ежегодно. Характерно, но по сравнению с 2006 годом этот показатель снизился в два раза. Михаил Одинцов считает, что необходимо стимулировать регионы осуществлять более жесткий контроль за происходящим в лесу. Одним из действенных механизмов, который бы повысил мотивацию регионов, могло бы стать решение оставлять в региональных бюджетах часть штрафов за незаконные рубки. Параллельно, убежден Одинцов, необходимо разработать единый документ, который бы подтверждал легальность заготовленной древесины.
Как отметил Одинцов, ни один из регионов полностью не выполнил целевые прогнозные показатели, касающиеся государственных полномочий в области лесных отношений. В 2009 году этот показатель равнялся 63 процентам от плана. При этом ежегодный объем финансовых нарушений в области лесных отношений превышает, по данным Счетной палаты РФ, 1,6 миллиарда рублей.
Системный кризис
Еще более жесткую оценку качеству исполнения субъектами Российской Федерации государственных полномочий по использованию и воспроизводству лесов дал заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Николай Кротов.
«Финансово-экономический кризис в лесной отрасли миновал», – сказал заместитель главы Рослесхоза. Сегодня главная задача, стоящая перед регионами, обладающими богатыми лесными ресурсами, – выработать грамотную экономическую стратегию. «При дефиците ресурса приоритетом является модернизация существующих производств для повышения экономической эффективности, рыночной отдачи каждого кубометра переработанной древесины и создание предприятий-утилизаторов, сырьем для которых являются отходы и низкосортная древесина. При избытке ресурса необходимо создание комплексной переработки, должна быть предусмотрена переработка всех получаемых при заготовке сортиментов, причем это может быть комплекс не у одного инвестора, а набор проектов, предусматривающий такой подход», – заметил Николай Кротов.
С февраля нынешнего года Рослесхоз участвует в согласовании заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов. Кротов отметил низкое качество управленческих решений, принимаемых на региональном уровне. Из 34 поступивших от инвесторов заявок согласовано только 12. Главная беда в том, что на уровне региона не просчитывается, насколько запасы сырья соответствуют потребностям инвестиционного проекта. В результате отсутствие логичной и продуманной региональной политики приводит к нерациональному использованию природных ресурсов.
Но это полбеды. Неэффективное использование древесины в отдельных регионах усугубляется крайне опасными для будущего российского леса нарушениями в области лесовосстановления.
Согласно официальным данным, в 2010 году лесовосстановительные работы были выполнены на площади почти 800 тысяч гектаров. При этом сплошные рубки были проведены на территории в 923 тысячи гектаров. В целом по стране планы по лесовосстановлению были выполнены только на 97,4 процента. Звучит пугающе, но количество регионов, не выполнивших установленные объемы лесовосстановления, в 2010 году увеличилось вдвое – 29 территорий не справились с плановым заданием. Один из худших показателей демонстрирует Тюменская область, где второй год план выполняется всего на 46 процентов. «За статистическими данными по выполнению или невыполнению планов по лесовосстановлению за прошедший год кроется системный кризис этого направления лесохозяйственной деятельности», – убежден Николай Кротов.
В некоторых регионах руководители лесных служб вообще слабо представляют себе, что делается там, где прошли лесные пожары или поработали лесорубы. Результаты государственной инвентаризации лесов – наглядное тому доказательство. Согласно выборочной проверке, в 44 процентах проверенных лесных участков мероприятия по воспроизводству лесов выполнены некачественно. Особенно много нареканий к Сибирскому федеральному округу и Южному федеральному округу, где процент «лесного брака» соответственно 58 и 51 процент. Согласно материалам космической съемки, в 12 процентах случаев проверяющие вообще не обнаружили признаков лесных культур на территориях, где, если верить отчетам, были проведены работы.
Николай Кротов предупредил руководителей региональных лесных ведомств об ответственности за результаты использования бюджетных средств. «Государственная инвентаризация лесов как повод для дискуссий закончилась, теперь результаты инвентаризации – основание для обращения в прокуратуру», – сказал он.
Оперативность плюс достоверность
Очевидно, что задача повышения эффективности использования бюджетных средств невыполнима без усиления контроля за происходящими в лесу процессами. В Рослесхозе прекрасно понимают, что необходимо в кратчайшие сроки создать стройную, понятную, унифицированную систему учета информации о лесах. Речь идет о ведении государственного лесного реестра, что предусмотрено Лесным кодексом. Правда, это требование лесного законодательства до сих пор либо не выполняется, либо исполняется частично с большими нареканиями по качеству предоставленной информации. Между тем ведение государственного лесного реестра является приоритетным направлением работы Рослесхоза.
Важность этой темы еще раз подчеркнул заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Юрий Дмитриев. Он отметил, что достоверность сведений, которые сегодня попадают в лесной реестр, вызывает большие сомнения. При этом в регионах нередко забывают, что государственный лесной реестр должен вестись как в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, так и в отношении лесов, находящихся на землях Минобороны, муниципалитетов и ООПТ. Юрий Дмитриев отметил, что не менее остро стоит и проблема подготовки кадров, способных качественно выполнять требования лесного законодательства по ведению лесного реестра.
По словам Дмитриева, в ближайших планах Рослесхоза формирование единой информационной системы по ведению государственного лесного реестра. В этом году будет отработана технология ведения реестра, а в 2012 году Рослесхоз намерен запустить в различных регионах 3-4 пилотных проекта по апробированию новой автоматизированной системы. В конце 2010 года в Кирове уже стартовал пилотный проект, целью которого является усовершенствование действующих форм госреестра и порядка их заполнения, а также усиление контроля за содержанием первичной документации, вносимой в лесной реестр.
На совещании в Санкт-Петербурге была определена главная стратегическая линия на ближайшие несколько лет – эффективное лесопользование на основе баланса интересов бизнеса и требований экологии плюс масштабные и качественные лесовосстановительные работы при жестком контроле со стороны региональных лесных ведомств и Рослесхоза.
Антонина КРАМСКИХ
|