Государственные контракты являются важным инструментом взаимодействия государства и поставщиков услуг и товаров. Но в связи с изменениями в правовом регулировании, прямые контракты по 44 ФЗ подвергаются изменениям, которые коснутся не только поставщиков, но и заказчиков.
Одним из новых требований будет ограничение возможности авансирования договоров. Если раньше поставщик мог рассчитывать на определенную сумму аванса при заключении контракта, то с новыми изменениями возможность авансирования будет ограничена. Это будет иметь большое значение для многих поставщиков, которые рассчитывают на эту сумму для финансирования своей деятельности.
Сроки и порядок заключения контрактов по 44 ФЗ
Изменения в прямых контрактах по 44 ФЗ (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») вступят в силу с 1 января 2025 года. Чтобы подготовиться к новым ограничениям и возможностям, необходимо изучить сроки и порядок заключения контрактов.
В соответствии с изменениями, контракты по 44 ФЗ должны быть заключены в установленные сроки и в соответствии с определенным порядком. В случае нарушения этих требований, заказчику и участнику закупки могут быть применены санкции и штрафы.
Во-первых, заказчик должен определиться с объектом закупки и составить его описание. Это важно для того, чтобы участники закупки могли оценить соответствие своих возможностей и предложений требованиям заказчика.
Во-вторых, участникам закупки необходимо подготовить свою документацию в соответствии с требованиями заказчика и законодательства. Например, при подаче заявок на участие в электронном виде, участник должен приложить электронную подпись к своей заявке.
После этого происходит объявление о проведении торгов или предложение о заключении контракта в электронной форме на электронной площадке. Затем происходит регистрация участников закупки на площадке.
Подача заявок на участие в закупке осуществляется в соответствии с определенным порядком. Например, при подаче заявок на открытый конкурс, участники могут подать заявки в течение определенного срока после публикации объявления о проведении конкурса.
После окончания срока подачи заявок проводятся торги или принимается решение о заключении контракта.
Заключение контракта осуществляется в соответствии с правилами и требованиями законодательства. Например:
- При заключении контракта на сумму до 100 000 рублей заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком или подрядчиком.
- При заключении контракта на сумму свыше 100 000 рублей, но менее 1 миллиона рублей, заказчик проводит конкурс с ограниченным участием, в который приглашается не менее трех участников.
- При заключении контракта на сумму свыше 1 миллиона рублей, заказчик должен провести открытый конкурс.
Помимо общих правил и механизма заключения контрактов по 44 ФЗ, также существуют особенности в проведении экологических госзакупок. Например, заказчику необходимо предоставить сведения о воздействии предмета контракта на окружающую среду и оценку его экологической безопасности.
Таким образом, сроки и порядок заключения контрактов по 44 ФЗ определяются общими правовыми требованиями, а также особенностями каждого конкретного случая. Важно знать эти правила и подготовиться к их применению, чтобы избежать штрафов и санкций и обеспечить свои интересы в госзакупках.
Перечень товаров и услуг, подлежащих закупке без проведения конкурентных процедур
Внесение изменений в прямые контракты по 44-ФЗ в 2025 году привело к новым ограничениям и возможностям при проведении закупок. Одна из особенностей новых изменений касается перечня товаров и услуг, которые можно закупать без проведения конкурентных процедур.
В соответствии с новыми требованиями, прямые контракты могут быть заключены без проведения конкурентных процедур в следующих случаях:
- В случае, если сумма контракта не превышает установленный порог для соответствующего вида закупок. Данные пороги устанавливаются Правительством Российской Федерации и могут быть разными для различных категорий товаров и услуг.
- В случае использования механизма авансирования по 44-ФЗ. При использовании этого механизма, контракт может быть заключен без проведения конкурентных процедур, если организация-поставщик предложила авансирование в размере не менее 5% от стоимости поставляемого товара или услуги.
- В случае заключения контракта с банковскими займами или займами предприятий, собственником которых является Российская Федерация или субъект Российской Федерации.
- При закупке товаров и услуг по госконтрактам в рамках подчиненности по распоряжению глав по муниципальному имуществу.
Таким образом, новые изменения в 44-ФЗ определили новый порядок закупок без проведения конкурентных процедур. Поставщикам и организациям, которые планируют заключать прямые контракты, необходимо предварительно подготовиться и ознакомиться с требованиями, указанными в законе.
Процедура проведения конкурентных процедур в прямых контрактах
В рамках изменений, вступающих в силу с 2025 года, устанавливаются новые требования и ограничения для проведения конкурентных процедур в прямых контрактах. Эти изменения направлены на повышение эффективности госзакупок и обеспечение соблюдения экологических и социальных стандартов.
Для применения новых правил конкурентных процедур в прямых контрактах необходимо учитывать следующие особенности:
- Предварительные сведения о поставщиках и их качественных характеристиках должны быть доступными и общедоступными для всех потенциальных участников закупок.
- В случаях, когда объект закупки определенно требует применения кредитно-страхового механизма, участники закупок должны предоставить соответствующие кредитные и страховые гарантии или обеспечение.
- Описание объекта закупки должно быть полным и точным, прогнозирующим все возможные риски и обеспечивающим выбор наилучшего варианта.
- Заключение правовых, экологических и иных заключений о закупках должно проводиться до заключения контрактов.
- Применение штрафов и ограничений в отношении поставщиков, нарушающих требования по участию в госзакупках, ставится на повестку дня.
В соответствии с новыми правилами, при проведении конкурентных процедур в прямых контрактах применяются технические и организационные решения, обеспечивающие эффективность и прозрачность процесса. Вместе с тем, новые возможности доступны для всех участников госзакупок, что способствует развитию конкуренции и повышению качества предлагаемых товаров и услуг.
Рассмотрим порядок проведения конкурентных процедур в прямых контрактах на примере использования агрегатора госзакупок:
- Выбираем агрегатор госзакупок, соответствующий требованиям Федерального закона «О государственных закупках».
- Изучаем функционал агрегатора и возможности его использования при проведении конкурентных процедур.
- Определяем требования к участникам закупок и составляем объявление о проведении конкурентной процедуры.
- Публикуем объявление на агрегаторе госзакупок и ожидаем предложений от потенциальных участников.
- Рассматриваем предложения, проверяем соответствие участников требованиям и проводим оценку предложений.
- Заключаем прямой контракт с победителем конкурентной процедуры и оформляем все необходимые документы.
- Контролируем исполнение прямого контракта и принимаем меры в случае нарушения условий контракта.
Таким образом, изменения в прямых контрактах по 44-ФЗ в 2025 году предоставляют новые возможности для проведения конкурентных процедур в госзакупках. Соблюдение требований и процедур позволит достичь большей эффективности и прозрачности в государственных закупках, а также повысить качество предлагаемых товаров и услуг.
Государственные и муниципальные нужды: особенности заключения контрактов
2023 год стал переломным для прямых контрактов по 44-ФЗ. В этом году были внесены значительные изменения, которые влияют на процесс заключения и исполнения контрактов по государственным и муниципальным нуждам. В данном разделе рассмотрим особенности заключения контрактов для государственных и муниципальных нужд с учетом последних изменений.
При проведении государственных и муниципальных закупок на годовую сумму от 100 миллионов рублей до 1 миллиарда рублей, закупки должны проходить в электронной форме на электронной площадке. В случае, если годовая сумма закупок превышает 1 миллиард рублей, необходимо проводить открытый конкурс, а не заключать прямой контракт. Такие требования обусловлены изменениями в 44-ФЗ (Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») и направлены на обеспечение прозрачности и конкурентности процедуры закупок.
Один из главных изменений касается требований к поставщикам при заключении контракта. С 2025 года необходимо предоставлять гарантии исполнения контракта в виде банковской гарантии или страхового полиса. Такая мера позволяет обеспечить надежность выполнения контракта и снизить риски для заказчика. Для получения банковской гарантии или страхового полиса поставщикам рекомендуется обратиться в кредитно-страховое агентство.
Также внесены ограничения в изменение объекта контракта. Теперь заказчикам запрещено вносить существенные изменения в контракт после его заключения без проведения новых процедур закупок. Если заказчик все же планирует изменить условия контракта, он может обратиться в Федеральное агентство по государственному заказу (ФАГЗ) для получения разъяснений и инструкций по данному вопросу.
Для уверенности в правильности заключения контрактов по государственным и муниципальным нуждам заказчики могут ознакомиться с образцами договоров, предоставленными Министерством экономического развития и российскими агентствами по госзакупкам. Эти образцы помогут подготовиться к заключению контракта и избежать нарушений требований 44-ФЗ.
Особое внимание внесенное изменения в правила заключения контрактов для государственных и муниципальных нужд обращают на экологические требования. Теперь при заключении контракта заказчикам необходимо учитывать последствия для окружающей среды и разработать план мероприятий по соблюдению экологических норм и требований в процессе выполнения работ или оказания услуг. В случае нарушения экологических норм заказчикам грозят штрафы, устанавливаемые Федеральным агентством по государственным заказам.
Таким образом, изменения в прямых контрактах по 44-ФЗ в 2025 году вносят существенные ограничения и новые возможности для заказчиков при заключении контрактов на государственные и муниципальные нужды. Для успешного применения этих изменений необходимо внимательно изучить новые требования и положения Федерального закона и произвести соответствующие корректировки в процессе заключения и исполнения контрактов.