тел: +7(499) 431-91-18,
e-mail: info@nacles.ru

415-ФЗ не работает: в Томской области «две трети древесины для собственных нужд уходит на теневой рынок»

По сообщению Администрации Томской области, в этом регионе две трети древесины, заготавливаемой гражданами на льготных условиях для собственных нужд, уходит на теневой рынок. Это означает, что федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 415-ФЗ, которым были введены система контроля за оборотом древесины и запрет на отчуждение древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд, фактически не работает — хотя в полной мере он вступил в силу с 1 января 2016 года, в части, касающейся контроля за оборотом древесины — с 1 июля 2015 года, а в части, касающейся запрета на отчуждение древесины для собственных нужд — с 1 февраля 2014 года.

Ничего принципиально нового в этом нет. В том, что федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 415-ФЗ и создаваемая на его основе Единая государственная автоматизированная система учета древесины и сделок с ней работать не будут, с самого начала мало кто сомневался. Практика пока в полной мере подтверждает бесперспективность этого закона. Способы и технологии легализации «ворлеса» (незаконно и условно-законно добытой древесины) были отработаны российским лесным сектором задолго до появления 415-ФЗ, так что незаконные лесозаготовители и скупщики незаконно заготовленной древесины встретили новый закон во всеоружии. Большого ума для легализации «ворлеса» не нужно: государство, являющееся собственником леса, очень мало знает о состоянии своих лесных ресурсов (средняя давность лесоустройства по стране сейчас составляет около двадцати лет, а средняя давность качественного лесоустройства — еще лет на пять-десять больше). Арендаторы получают лесные участки на условиях «кот в мешке»: расчетная лесосека, за которую (в теории) они платят, в реальности не обеспечена хозяйственно ценными лесными насаждениями, в результате чего почти у любого арендатора образуется своеобразная квота на заготовку древесины, которую можно использовать как квоту на легализацию «ворлеса». Через один только этот механизм легализации можно вовлечь в оборот практически неограниченное количество краденной древесины (сравнимое с максимальными оценками ее общих объемов), а существуют и другие. Поэтому шансов на то, что ситуация в обозримом будущем наладится, 415-ФЗ и ЕГАИС УД начнут реально работать не только на поддержание документооборота, но и на охрану лесов от незаконных рубок, практически нет. Представляется очевидным, что рано или поздно этот закон и эту ЕГАИС придется или отменять, или коренным образом переделывать — но пока их разработчики боятся признаться, что сделали глупость.

Сообщение с сайта Администрации Томской области (ссылка):

Контроль за заготовкой древесины для собственных нужд ужесточат

29 февраля, 10:54

Решение об этом приняла межведомственная комиссия по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины, которую возглавляет заместитель губернатора Томской области по агропромышленной политике и природопользованию Андрей Кнорр.

Как показали проверки, проведенные специалистами областного департамента лесного хозяйства, две трети древесины для собственных нужд уходит на теневой рынок. Критичная ситуация сложилась в Асиновском, Зырянском, Первомайском, и Шегарском районах, где работают пункты приема и отгрузки древесины, массово скупающие у населения березу для экспорта в КНР.

Цена на мягколиственные породы в таких пунктах достигает 4,5 тыс. рублей за кубометр, что способствует вовлечению в незаконный оборот так называемой «дровяной» древесины, которая выделяется жителям для собственных нужд, а также стимулирует незаконные рубки.

Департамент лесного хозяйства готовит поправки в 165-й и 24-й областные законы, чтобы усилить контроль за работой пунктов приема и отгрузки и за теми, кто закупает древесину для собственных нужд. В Кодексе об административных правонарушениях Томской области планируется предусмотреть ответственность для посредников, предоставляющих услуги заготовки, транспортировки древесины и принимающих ее в качестве расчета. Кроме того, комиссия приняла решение создать во всех районах постоянно действующие межведомственные группы для контроля над оборотом древесины.

«Эффективный контроль возможен только в рамках межведомственного взаимодействия. Положительную практику работы государственного лесного надзора вместе с органами прокуратуры, полиции, налоговой и миграционной службами мы намерены продолжить и впредь», — заявил вице-губернатор Андрей Кнорр.

* * *
Подборка сообщений о федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

http://www.forestforum.ru

О лесе

Лесная статистика

Зимний фоторепортаж

Июнь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30