Рынок древесных топливных гранул ждут перемены: европейцы ужесточают требования к продукции, внутренний российских рынок пеллет практически не развивается. Что произойдет с теми, кто не сможет подстроится под новые европейские стандарты, найдут ли они новые рынки сбыта и обратит ли внимание законодательная и исполнительная российская власть на уже созданную и успешно работающую пеллетную промышленность страны.
Текущее положение
Ввод новых мощностей в Иркутской области, как и ожидалось, привел к расширению российского рынка древесных топливных гранул и укреплению российских производителей на европейском направлении поставок. Из-за одновременного снижения объемов производства продукции на ООО «ВЛК» ситуация на рынке в 2016 г. кардинально изменилась по сравнению с 2015 г., когда здесь доминировала одна компания. В 2016 г. рынок уже не выглядит монополизированным и десятки различных производителей комфортно себя чувствуют.
Актуальная тема 2015-2016 гг. – сертификация по европейским стандартам. Ряд мелких производителей вынуждены отказаться от экспорта пеллет из-за невозможности получить подобные документы. При этом внутренний рынок потребления древесных гранул по-прежнему практически не развит в России: нет крупных котельных или ТЭЦ на этом виде топлива. Изначально все производители подобной продукции ориентируются на европейский или азиатский рынок сбыта.
Потребители из Европы, почувствовав то, что продавцы находятся «в их руках» начинают диктовать условия. Это был ожидаемый ход со стороны европейских энергетических компаний. Рынок потребления пеллет в Европе довольно монополизированный. Ряд крупных концернов определяют правила игры и то, что и где они будут закупать. Вместе с тем публично заявляется, что европейские покупатели хотят использовать только легальную продукцию с «зелеными этикетками». Сертификация объявлена добровольной и никого не принуждают получать сертификаты, с одной стороны, с другой же продать пеллеты в Европе без сертификатов уже в 2016 г. становится проблематичным.
В дальнейшем российский рынок производства древесных пеллет будет расти, считают аналитики ИАА «ИНФОБИО». Сейчас ожидается введение нормативных актов, запрещающих вывоз древесных отходов на полигоны и складирование их в лесу или на свалках. Производителей древесной продукции будут стимулировать штрафными санкциями к тому, чтобы они занимались переработкой отходов. И один из способов такой переработки – производство пеллет. При этом рынок потребления гранул в России не развит и производители будут искать сбыт в Европе или Азии. Крупные компании смогут получить сертификаты и проблем со сбытом не будет. Поэтому в ближайшие несколько лет эксперты ожидают увеличение объемов производства гранул.
Если говорить о потребителях, то в 2016 г. зафиксированы одни из первых официальных поставок пеллет в Китай (пока очень небольшие). Возможно, что этот рынок будет развиваться и какой-то объем производимой в России продукции, начнет поступать в эту страну. Южнокорейский рынок уже освоен рядом российских производителей, однако закрепился на данном направлении лишь один завод – СП «Аркаим», который расположен на Дальнем Востоке и ориентирован на азиатский рынок. Другие поставщики гранул из разных российских регионов пытались продавать продукцию в Южную Корею в 2014-2015 гг., однако условия поставок и цены не особенно их удовлетворили. Из-за уменьшения товарооборота с Дальним Востоком и Южной Кореей, уменьшилось количество «возвратных контейнеров» и в 2016 г. никто из производителей с Северо-Запада России или центральной ее части поставки в Ю. Корею не делал.
Привлекателен рынок Японии. Японские компании интересуются производством пеллет в России, готовы дать хорошую цену за гранулы, однако пока российские производители не поставляют пеллеты в эту страну. Сейчас ожидается то, что японские корпорации, которые стимулируются правительством к переходу на пеллеты, выйдут самостоятельно на российские заводы и начнут переговоры о поставках. В Японии приняты законы о том, что угольные электростанции должны использовать пеллеты для снижения выбросов углекислого газа в атмосферу. Страна идет по пути Европы с небольшим отставанием.