RussiaEnglish

Результаты развития лесного хозяйства

 

Оценка результатов развития лесного хозяйства до 2012 г. показывает следующее.

1.Заготовка древесины.

С 2005 до 2007 г. объем заготовки древесины характеризовался постепенным ростом с 158,7 млн. куб. м до 187,5 млн. куб. м. После введения нового Лесного кодекса наблюдалось некоторое падение объема до 158,9 млн. куб. м. С 2010 г. начался рост заготовок на 10% в 2010 г. и 12% в 2011 г. и составил 196,7 млн. куб. м. Но этот подъем произошел не за счет спелых и перестойных насаждений или интенсивного использования лесных ресурсов, а в основном за счет тривиальной причины – увеличения сплошных санитарных рубок. При этом выборочные санитарные рубки на протяжении 7 лет находились на одном уровне 5-6 млн. куб. м. В 2010 г. доля роста сплошных санитарных рубок в общем увеличении заготовки составляла около 34%, а в 2011 г. – уже 64% и достигла объема 31,1 млн. куб.м.   Следует отметить, что до ведения нового Лесного кодекса в 2005 г. объем сплошных санитарных рубок составлял 13,5 млн. куб.м, а в 2006 – 15,2 млн.куб.м, что в два раза ниже уровня 2011 г. Таким образом, к 2011 г. наблюдается возврат к порочной практике получения коммерческих доходов от санитарных рубок под прикрытием необходимости улучшения санитарного состояния лесов.

2. Лесные пожары.

С лесными пожарами ситуация остается сложной. Контроль за процессом подготовки к пожароопасным сезонам и системой тушения пожаров ослаблен, что демонстрируют следующие данные. Несмотря на то, что количество лесных пожаров изменяется в большую сторону незначительно, с 2005 года сохраняясь на уровне от 16 до 26 тыс. штук (не считая 2010 года),  из года в год размер ущерба для экономики значительно увеличивается. Средний темп роста ущерба за последние 6 лет составил почти 150 процентов. Динамика расходов по тушению лесных пожаров имеет негативную тенденцию. Если в 2005 г. расходы на тушение составили 392,2 млн. рублей, в 2009 г. – 843,6 млн. рублей, то в 2011 г. уже 2,9 мрлд. рублей. Данные по сгоревшей древесине на корню имеют аналогичную тенденцию. В 2005 г. объем сгоревшего леса составил 12,3 млн. куб. м, в 2009 г. – 16,5 млн. куб. м, а в 2011 – 28,7 куб. м. Видимо, 2012 г. не будет исключением, поскольку по предварительным данным, объем сгоревшей древесины на корню составит не менее 60 млн. куб. м, а ущерб для экономики, по экспертной оценке, около 50 мрлд. рублей. Это почти в два раза выше уровня 2006 года, предшествующего введению в действие нового Лесного кодекса.

Одной из основных причин такого положения дел следует считать действующую практику конкурсного определения исполнителей работ по тушению лесных пожаров. Применяемый рыночный механизм в своей основе предполагает экономическую заинтересованность коммерческих организаций в росте количества и интенсивности лесных пожаров и, конечно, увеличении расходов на их тушение.

В таких условиях не оказывают существенного влияния и дополнительные бюджетные ассигнования, имеющие своей целью предотвратить ситуацию 2010 г. Это убедительно показывают выше приведенные цифры по объемам сгоревшей на корню древесине.

Решением этой главной проблемы может являться возврат к практике выполнения работ по тушению лесных пожаров специализированными бюджетными организациями на основе государственного заказа.

3. Финансовые результаты.

В течение последних 6 лет размер поступивших платежей за использование лесов характеризуется постепенным ростом от 10,6 мрлд. рублей в 2005 г. до 21,6 мрлд. рублей в 2011 г. Средний темп роста поступлений составлял около 14 %, что вполне сопоставимо со средним уровнем инфляции за этот период времени – около 9,2 процентов. Существующий уровень поступлений не только обеспечивает бюджетной эффективности расходов, но и хотя бы ее заметного роста. Так, эффективность консолидированного бюджета лесного хозяйства в 2005 г. составила 42,9%, а в 2011 г. – 52,9 процентов. Если при этом принять во внимание сохраняющийся уровень ущерба от лесных пожаров (не считая 2007 г. с благоприятными климатическими условиями) – около 20 мрлд. рублей, то финансовые результаты деятельности в целом для экономики в области ведения лесного хозяйства можно считать неудовлетворительными.

4.Экономика лесного хозяйства

Как известно, в основе экономики использования лесов лежит принцип платности. Так, средняя плата за 1 куб. м древесины в 2005 г. составляла 57,3 руб., в 2009 г. 52,6 руб, в 2011 г. – 48,3 руб. Поступления платежей за использование лесов в 2005 г.  составили 10,6 мрлд.руб., 16,5 мрлд.руб. и 21,6 мрлд. руб. соответственно. Таким образом к 2011 г. сложилась тенденция удешевления единицы лесного ресурса и, как следствие, увеличения массы лесного дохода. Иными словами, повышение уровня лесного дохода происходит не за счет увеличения интенсификации и рационального лесов, а за счет снижения его аукционной стоимости.

Анализ статистических данных по платежам за использования лесов показал, что в последнее время сложилась опасная тенденция снижения средней платы за 1 куб. м лесных насаждений при одновременном росте поступлений платежей за использование лесов.

 

RussiaEnglish