1. Расчетно-нормативное финансовое планирование.
На основе:
— технологического цикла лесохозяйственных работ, в соответствии с утвержденными лесоводственными требованиями, а также лесорастительными условиями, как для отдельных лесничеств, так и по субъекту РФ в целом;
— состава и объемов работ на принятую единицу измерения, состава агрегатов, оплаты труда рабочих на работах, стоимости лесохозяйственных работ (по статьям затрат) на принятую единицу измерения для каждой технологической операции;
-применяемых норм выработки.
В результате:
-альбом расчетно-технологических карт по мероприятиям на выполнение работ в области охраны, защиты и воспроизводства лесов;
-нормативы затрат на предстоящие годы на ведение лесного хозяйства на основе расчетно-технологических карт с учетом конкретных условий проведения работ для субъекта Российской Федерации;
-экономическое обоснование потребностей субъекта Российской Федерации в субвенциях федерального бюджета, необходимых для исполнения полномочий в области лесных отношений, базирующихся на научно-обоснованных нормативах расходов на выполнение работ в области охраны, защиты и воспроизводства лесов, нормах выработки и систем оплаты труда.
2.Система оценки эффективности использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений.
Система оценки эффективности использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов имеет следующие преимущества:
— система опирается на общепринятые, простые и понятные отечественные разработки по анализу хозяйственной деятельности бюджетных учреждений;
— на основе показателей действующей отраслевой и бюджетной отчетности разрабатываются показатели, комплексно характеризующие деятельность органа власти в области лесных отношений;
— показывает, как работает система управления лесным хозяйством, начиная с уровня лесничеств.
Отличительная особенность этого анализа состоит в том, что проводится оценка хозяйственной деятельности и бюджетных расходов органа исполнительной власти, для которых характерно то, что конечный результат не имеет материальной формы и существует в виде оказываемых услуг для лесопользователей. В этом главное отличие от анализа хозяйственной деятельности организаций и предприятий, конечным результатом деятельности которых является готовая продукция либо в материальной, либо в не материальной форме.
Для субъекта РФ проведение исследований в этом направлении позволит:
1.Оценивать уровень обеспеченности исполнительного органа власти субъекта РФ, уполномоченного в области лесных отношений финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами;
2. Проводить оценку результативности финансово-хозяйственной деятельности и эффективности бюджетных расходов на уровне лесничеств;
3.Использовать оценку в качестве основы для защиты бюджетных проектировок, обоснования увеличения размера субвенций;
4. Готовить релизы и отчеты для администрации региона, публиковать материалы по эффективности использования лесов;
5.Осуществлять постоянный мониторинг расходования ресурсов в текущем режиме;
6.Планировать расходы и региональную лесную политику на будущие периоды;
7.Разрабатывать меры по оптимизации расходов, а также маневрированию ресурсами в процессе финансово-хозяйственной деятельности в условиях финансового кризиса.
8. Использовать типовые управленческие решения администрацией субъекта РФ при той или иной динамике показателей при управлении лесными ресурсами.
На основе:
-критериев эффективности, утвержденных Правительством Российской Федерации;
-показателей, утвержденных Государственной программой Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 – 2020 годы»;
-целевых прогнозных показателей;
-показателей эффективности использования материальных и трудовых ресурсов;
— государственной и отраслевой статистики;
-финансовой и другой отчетности;
-интервью с кадровым составом (по согласованию с заказчиком).
В результате:
— доклад о результатах выполнения переданных отдельных полномочий Российской Федерации субъекту Российской Федерации в области лесных отношений за необходимый период;
— рейтинг лесничеств и лесопарков на основе комплекса показателей.
3. Оптимизация расходов за счет средств субвенций федерального бюджета на реализацию отдельных переданных полномочий Российской Федерации субъекту Российской Федерации в области лесных отношений.
На основе:
-действующего методического обеспечения по вопросам финансирования выполнения отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных субъектам Российской Федерации;
-отраслевой отчетности;
— вероятной возможности секвестра расходов федерального бюджета.
В результате:
-финансово-экономическое обоснование новой системы платежей с целью внесения их на федеральный уровень для принятия решений об изменении нормативно-правовых актов, регулирующих данные отношения.
4. Разработка нормативных правовых документов, правовая экспертиза нормативных правовых актов, технической и другой документации, бизнес-планов.
5.Научное обоснование внедрения принципов и процедур управления по результатам в субъекте Российской Федерации.
В настоящее время министерствами и ведомствами федерального уровня, в том числе в сфере лесных отношений (Минпромторг России, Минсельхоз России, Рослесхоз, Россельхознадзор) разрабатываются доклады о результатах и основных направлениях деятельности на «скользящую» трехлетку. Первоначально эти доклады были призваны служить обоснованием действующих и принимаемых (новых) бюджетных обязательств. Однако вся работа по этому эксперименту свелась к шаблонной разработке докладов федеральных органов власти. Сейчас, когда реальные полномочия по управлению лесами находятся в сфере компетенции регионов, демонстрируется новый взгляд на подготовку докладов.
Новый взляд заключается в комплексном программном методе исполнения полномочий субъекта РФ в области лесных отношений. Он включает:
— внедрение принципов управления по результатам, что подразумевает разработку доклада о результатах и основных направлениях деятельности органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного в области лесных отношений на основе исследований и анализа всех доступных информационных источников;
— разработку бюджетных целевых программ по направлениям деятельности (например, организации лесопользования, воспроизводству лесов, охране и защите лесов от пожаров, вредителей и болезней леса);
— применение мер борьбы с коррупцией в органе, уполномоченном в области лесных отношений, что находит отражение в разработке и внедрении антикоррупционной программы.
Комплексный программный метод принимает особую актуальность:
— в возможности привлечения дополнительных бюджетных средств на конкурсной основе;
— в отношении успешной реализации целей административной реформы. Результаты рассматриваются на правительственной комиссии;
— в условиях финансового кризиса, когда необходимо четкое планирование производственной деятельности и экономное расходование средств.
На основе:
-опыта реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации, в том числе – ориентация на результат и переход на трехлетнее бюджетное планирование;
-доклада о результатах и основных направлениях деятельности Рослесхоза и Минприроды России;
— параметров Государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 – 2020 годы»;
-методических материалов Минфина России, Минэкономразвития России, Минрегиона России по данному направлению;
— государственной и отраслевой статистики;
-финансовой и другой отчетности.
В результате:
-Доклад о результатах и основных направлениях деятельности субъекта Российской Федерации в области лесных отношений;
— проекты целевых бюджетных программ.
6.Разработка, апробирование и внедрение системы критериев отбора приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
На основе:
-действующих нормативных правовых документов, в том числе субъектов Российской Федерации;
-практики отбора приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
-зарубежного опыта.
В результате:
— проект нормативного правового документа субъекта Российской Федерации по отбору приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.