Планируется ли отмена транспортного налога в связи с повышением акцизов на бензин и увеличение стоимости бензина в соответствии с проектом федерального закона N 325571-5?
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 ноября 2013 г. N 03-05-06-04/46815
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
Согласно ст. 181 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) к подакцизным нефтепродуктам относятся автомобильный бензин, дизельное топливо, моторное масло для карбюраторных, дизельных и инжекторных двигателей, а также прямогонный бензин.
В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2012 N 203-ФЗ «О внесении изменений в статьи 181 и 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ставки акцизов на дизельное топливо увеличены с учетом сложившегося уровня инфляции, а также в связи с необходимостью формирования дорожного фонда, созданного в целях финансирования дорожного хозяйства.
В соответствии со ст. 13 Кодекса акцизы являются федеральным налогом, порядок уплаты которого устанавливается Кодексом и обязателен к применению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ст. 14 Кодекса транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется. Данный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
Так, налоговые ставки, установленные в п. 1 ст. 361 Кодекса, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно.
При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Статьей 356 Кодекса определено, что при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Таким образом, вопросы о введении транспортного налога, установлении размера налоговой ставки, а также установлении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков находятся в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации транспортный налог наряду с акцизами на нефтепродукты является одним из источников формирования дорожных фондов.
В случае отмены транспортного налога в целях возмещения бюджетных потерь потребуется повысить ставки акцизов на нефтепродукты не менее чем в два раза, что, в свою очередь, приведет к значительному росту цен практически на все товары.
Одновременно сообщается, что Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 04.06.2010 в первом чтении рассмотрен и отклонен проект федерального закона N 325571-5 «О внесении изменений и дополнений в статьи 357 — 363 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», которым предусматривалось включение суммы транспортного налога в стоимость бензина (Постановление Государственной Думы от 04.06.2010 N 3738-5ГД).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.В.САЗАНОВ
01.11.2013