Утвержден новый порядок ведения государственного лесного реестра. Регионы ждет новая волна ручной набивки таксационных описаний…

Официально опубликованы приказ Минприроды России от 15 января 2019 года № 10, которым утвержден новый порядок ведения государственного лесного реестра, и приказ Рослесхоза от 24 января 2019 года № 53, которым отменен старый порядок. В целом новый порядок похож на старый — изменен он главным образом потому, что раньше за утверждение этого порядка отвечал Рослесхоз, а теперь отвечает Минприроды. Ссылки на оба приказа:

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.01.2019 № 10 «Об утверждении Порядка ведения государственного лесного реестра и внесении изменений в Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утвержденные приказом Минприроды России от 11 ноября 2013 г. № 496»

Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 24.01.2019 № 53 «О признании утратившим силу приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 30 мая 2011 г. № 194»

Есть, однако, в новом порядке один примечательный пункт, который может обернуться для органов управления лесами субъектов РФ многими тысячами человеко-лет бессмысленной работы. Вот этот пункт:

К счастью, никакой введенной в действие единой информационной системы государственного лесного реестра пока нет. Но если такая система появится (а Рослесхоз, насколько известно, над ней работает, да и не просто так этот пункт был включен в утвержденный новый порядок), то дело будет выглядеть примерно так.

Исторически основную часть работ по лесоустройству в России выполняла система государственных лесоустроительных предприятий и экспедиций, которые в апреле 2007 года были объединены в единую структуру — Рослесинфорг. На протяжении уже многих десятилетий лесоустройство выполняется в электронном виде, все его выходные материалы повыдельного уровня исходно существуют в цифровом формате, и хранятся в Рослесинфорге. В настоящее время, по данным Рослесхоза, Рослесинфорг выполняет примерно 80% работ по лесоустройству в стране — и все результаты этих работ, разумеется, также хранятся у него. В будущем Рослесхоз и Минприроды намереваются сосредоточить в Рослесинфорге вообще все лесоустройство, и соответствующий законопроект ими уже подготовлен. Таким образом, Рослесинфорг обладает и в обозримом будущем собирается обладать почти всеми лесоустроительными данными, существующими в стране, причем исходно в цифровом формате.

За ведение единой информационной системы государственного лесного реестра, очевидно, будет отвечать все тот же Рослесинфорг — как подведомственное Рослесхозу учреждение, отвечающее за все лесоучетные работы. Однако, согласно новоутвержденному порядку ведения государственного лесного реестра, вводить в нее повыдельные данные о лесах должен будет не он, а органы управления лесами субъектов РФ, формально отвечающие за ведение государственного лесного реестра — а у них чаще всего этих данных или вовсе нет, или они есть, но в бумажном или ином неудоном для обработки виде. Для того, чтобы заново ввести в очередную информационную систему такой объем информации, тысячам сотрудников органов управления лесами придется потратить несколько лет работы — причем работы очевидно бессмысленной. Отметим, что это будет уже не первый такой случай: в 2018 году были потрачены огромные силы на забивание части той же самой повыдельной информации в ЕГАИС учета древесины и сделок с ней, которую, кстати говоря, поддерживает все тот же Рослесинфорг.

Все это очень напоминает откровенное вредительство — хотя, скорее всего, фактически является просто очередной глупостью.