22 апреля — в День Земли — в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке состоялось историческое событие. Представители 175 стран мира, на которые приходится 93% вредных выбросов в атмосферу, подписали Парижское соглашение по климату, принятое в декабре 2015 года. От имени России документ, который пришел на смену Киотскому протоколу, был подписан заместителем председателя правительства РФ Александром Хлопониным.
Соглашение предполагает, что поддержавшие его страны будут обязаны разработать комплекс мер по сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу и следовать данному плану. Цель климатического соглашения — не допустить к 2100 году повышения температуры на Земле более чем на 2 градуса по Цельсию по сравнению с доиндустриальной эпохой. В данный момент рост температуры уже составил свыше 1 градуса. Участники соглашения заявили, что оптимальным результатом было бы удержать глобальное потепление в рамках 1,5 градуса. Вне планируемых мер к концу столетия температура вырастет на 4-6 градусов, и на Земле произойдут катастрофические, необратимые изменения.
Снижение выбросов — забота не только об экологии, но и об экономике. Изменение климата, вызванное повышением концентрации углекислого газа в атмосфере, ведет к разорительным и разрушительным для экономики последствиям: истощению водных ресурсов, сокращению пригодных для жизни и сельского хозяйства территорий, голоду, миллионам беженцев (кризис в Сирии, одна из главных причин которого — продолжительная засуха и неурожаи, — лишь первый «звоночек»).
Россия особенно пострадает — по официальным данным Росгидромета, потепление в ней идет в 2,5 раза быстрее, чем в среднем на Земле. В некоторых районах Арктики температура уже выше нормы на 5-6 градусов. Упал уровень грунтовых вод, мелеют реки. Лесные и торфяные пожары в Сибири теперь начинаются рано весной и ежегодно охватывают миллионы гектаров.
Энергоэкономия, переход на возобновляемые источники энергии (ВИЭ), жесткие меры по защите лесов — вот что нужно России. Однако конкретных мер в этом направлении она не представила, по сути, все ее обещания — это «спекуляции» с показателями выбросов 1990 года. При этом у страны имеются колоссальные возможности для развития альтернативной энергетики и возможность расходовать вдвое меньше энергии. Сейчас каждая вторая тонна угля, нефти и газа в стране сжигается впустую, а доля ВИЭ составляет лишь 0,14% (в сотни раз меньше, чем в развитых странах). Лес в России из-за постоянных пожаров уже превращается из поглотителя углерода в его источник. Леса рубят на древесину и застраивают, из-за чего потепление ускоряется. А снижать добычу нефти и угля, главных источников СО2, Россия пока не собирается.
С трибуны ООН 22 апреля знаменитый голливудский актер, посол доброй воли по вопросам окружающей среды Леонардо ди Каприо обратился к собравшимся:
«Мы можем поздравить друг друга, но это потеряет всякий смысл, если, вернувшись в свои страны, мы не будем соблюдать принципы, прописанные в этом историческом соглашении… Сейчас время для смелых и решительных действий… Планета не может быть в безопасности, пока мы не оставим ископаемое топливо в земле, там, где оно и должно быть. Подумайте, какой стыд осознавать, что наши дети и внуки посмотрят в прошлое и поймут, что мы имели возможность остановить это разрушение, но просто не проявили политической воли сделать это… В качестве посланника мира в последние два года я путешествовал по всему миру и собирал свидетельства того, как кризисы меняют природный баланс на нашей планете. Я видел такие города, как Пекин, задыхающийся от промышленного загрязнения… лесные пожары в Индонезии и Канаде… В Гренландии и в Арктике я был поражен быстрыми темпами таяния древних ледников. Все это я видел воочию. И все это привело меня в ужас».