Чтобы вырастить на вырубленной площади молодой ценный лес, его недостаточно просто посадить — за ним надо еще и правильно ухаживать в течение следующих после посадки полутора-двух десятков лет. Если за посадками не ухаживать, из них обычно ничего путного не вырастает. Большинство долгоживущих ценных деревьев, которые имеет смысл восстанавливать искусственно, растет медленнее, чем поросль быстрорастущих лиственных пород — поэтому высаженные сеянцы быстро оказываются в тени, чахнут и гибнут. В результате на месте посадок (лесных культур), например, ели, сосны, дуба, вырастает то же самое, что выросло бы и без всякой посадки — густая поросль осины, березы, ивы. Посадка леса на вырубках и гарях без последующего правильного ухода в абсолютном большинстве случаев оказывается совершенно бессмысленной.
Стандартная последовательность действий по искусственному восстановлению ценного молодого леса на вырубленной площади (созданию лесных культур) — не важно, после коммерческой сплошной рубки, санитарной рубки погибшего или сгоревшего леса — выглядит следующим образом:
— очистка лесосеки от мертвой древесины и порубочных остатков;
— подготовка почвы для посадки сеянцев (обычно — напашка параллельных борозд трактором со специальным лесным плугом, иногда — обработка почвы специальными фрезами, создание микроповышений экскаватором и т.д) — обычно в течение первого года после рубки;
— собственно посадка сеянцев — обычно вскоре подготовки почвы, но при некоторых технологиях и способах посадки — через несколько месяцев после обработки почвы;
— агротехнический уход (выкашивание мешающей развитию сеянцев травянистой растительности, поросли нежелательных быстрорастущих деревьев и кустарников) — в первые годы после посадки;
— осветление (рубка ухода, при которой удаляются молодые деревья нежелательных пород и крупные кустарники, способные затенить ценные молодые деревья) — в возрасте до десяти лет после посадки;
— прочистка (рубка ухода, при которой удаляются остатки нежелательных деревьев, а формируемый молодой лес разреживается до оптимальной для дальнейшего развития густоты — обычно 1,5-2 тысяч штук на гектар лиственных или 2-2,5 тысяч штук на гектар хвойных) — в возрасте до двадцати лет после посадки.
И только после завершения всей последовательности уходов за молодняками (лесными культурами, когда речь идет об искусственно высаженном лесе) формируется такое лесное насаждение, которое не пропадет и не потеряет своей ценности, если его на продолжительный срок оставить без внимания. Если же какие-то элементы из этой последовательности не выполняются или выполняются некачественно — то и результат искусственного лесовосстановления не достигается, или достигается частично.
В качестве хорошего результата выполнения всей этой последовательности лесохозяйственных мероприятий, кроме последнего (прочистки), можно привести участок в квартале 41 Свердловского участкового лесничества Московского учебно-опытного лесничества, на территории Щелковского учебно-опытного лесхоза Московского государственного университета леса. Раньше здесь был старый почти чистый одновозрастный ельник, который погиб в результате ветровала и массового размножения короеда-типографа. На погибшем участке в 2010-2011 годах была проведена сплошная санитарная рубка, подготовка почвы, а 9 октября 2011 года на площади около семи гектаров добровольцами Гринпис высажены лесные культуры ели и дуба. Весной 2012 года площадь этих культур уже силами сотрудников Щелковского учебно-опытного лесхоза была доведена до 7,8 гектаров.
Посадка проводилась в дно плужных борозд, с общей густотой около 4 тысяч штук на гектар и соотношением примерно 7 дубов к 3 елям. На следующий год по бороздам практически по всей площади лесосеки насеялось довольно много сосны — от крупных деревьев в окружающих рубку стенах леса.
В начале лета 2013 года добровольцами Гринпис был проведен частичный агроуход за культурами — обтаптывание сеянцев ели и дуба и самосева сосны, вырезка секаторами крупной поросли осины, березы и кустарников в рядах сеянцев на сильно заросших участках лесосеки.
Год назад уже без участия Гринпис на этом же участке был проведен следующий прием ухода — осветление, с выкашиванием поросли березы и осины по всей площади лесосеки, оставлением всех живых особей дуба, ели и сосны, и, на отдельных участках, единичных крупных берез. Сосны в целом выросло и сохранилось больше, чем ели, и примерно столько же, сколько дуба. Примерный молодого насаждения после ухода — 5С4Д1Е+Б. С точки зрения формирования долговечного устойчивого насаждения, соответствующее типу условий местопроизрастания, это даже существенно лучше, чем то, что могло бы вырасти из одних только высаженных деревьев.
В ближайшие несколько лет на этом участке можно не проводить больше никаких уходов — деревья целевых пород на это время избавлены от конкуренции с березово-осиновой порослью, и при этом они растут достаточно разреженно, чтобы не страдать от излишней конкуренции друг с другом. Однако, лет через пять-семь на этом участке нужно будет провести еще один, завершающий, прием ухода за молодняком, при котором еще раз убрать лишнюю поросль березы и осины (которая на разреженных участках к этому времени как раз догонит медленнее растущие хвойные деревья и дубы), и разредить целевые деревья до оптимальной густоты, убрав худшие из растущих слишком близко друг к другу. И уже в результате этого завершающего приема ухода — прочистки — можно будет получить здоровый и крепкий молодой лес, который сможет расти на этом месте в течение очень долгого времени (конечно, тоже с периодическими рубками ухода, но уже гораздо более редкими и менее обязательными). С учетом того, что это место находится всего в 25 километрах от МКАД — его, скорее всего, ждет судьба или пригородного лесопарка, или вообще городского леса.